«Киевские фрески» восстановлены!
Премьера эпохального произведения Ивана Карабица была отложена на 23 года
Накануне юбилея маэстро на сцене Национальной оперы состоялась премьера его эпохального произведения — оратории- балета «Киевские фрески». Об этом дне Иван Федорович мечтал более двух десятилетий, но при жизни ему так и не удалось услышать свое сочинение в том виде, в котором он его написал. Три года назад маэстро умер. А мечту Ивана Федоровича воплотили в реальность вдова композитора, профессор НМАУ Марианна Давыдовна Капица-Карабиц, их сын, дирижер Кирилл Карабиц, композитор Артем Рощенко, восстановивший пропавшую партитуру (о драматической судьбе «Фресок» и событиях, отодвинувших премьеру на 23 года, «День» писал в № 3), оркестр Национальной оперы, хор под руководством Льва Венедикова, балет (хореограф Алла Рубина), сценогаф Мария Левитская, солисты — Оксана Дыка, Татьяна Пиминова, Дмитрий Кузьмин, Николай Шопша и чтец Анатолий Паламаренко...
В первой части вечера прозвучал Концерт для оркестра № 3 («Голосіння») Ивана Карабица в исполнении музыкантов Киевской оперы. Дирижировал и солировал на фортепиано сын композитора. В «Голосіннях» Карабиц использовал оригинальный народный музыкальный инструмент под названием «коса». Колокольчики, вплетенные в него, создают необычное звучание. Оно напоминает жалобные звуки, подобные пению, словно стона, символизируя голоса, идущие из глубины веков. «Голосіння» прозвучали как реквием композитору, ушедшему от нас 20 января 2002 г. в расцвете творческих сил (в 57 лет).
А во второй части вечера, предваряя исполнение «Киевских фресок», генеральный директор Национальной оперы Украины Петр Чуприна сказал: «Сегодня в этом зале нас собрало выдающееся событие в культурной жизни Украины, связанное с горечью и радостью. Горечь от того, что уже три года как ушел из жизни выдающийся мастер украинской современной музыкальной школы, а радость, что впервые, после 23-х лет ожидания, увидела свет оратория-балет «Киевские фрески». В этом произведении есть такая энергетика, заряд, что я уверен, «Фрески» надолго пропишутся не только в репертуар нашего театра, а их будут исполнять лучшие коллективы Украины».
Оратория была знаковым произведением для Ивана Федоровича. В одном из интервью Карабиц признался: «Мне хотелось в вокально-симфонических фресках о Киеве создать образ столицы Украины не только в исторически-хронологическом аспекте от седой старины до современности, чтобы на страницах этой своеобразной музыкальной книги показать Человека как главную силу национально движения, дух и высокие морально-этические качества, истоки, которых идут из глубин нашей духовности, истории».
«Киевские фрески» состоят из 12 частей. В либретто использованы тексты летописей Киевской Руси, стихи Тараса Шевченко, Павла Тычины, Максима Рыльского, Ивана Драча и Бориса Олийныка. Борис Ильич является автором сюжета оратории. Как признался поэт: «Я имел счастье быть при рождении «Фресок». Карабиц был не только безмерно талантливым композитором, но и настоящим интеллигентом, очень эрудированным человеком, знатоком поэзии. Внешне всегда собранный, спокойный, но внутри — бурлящая творческая натура. Иван Федорович был истинным патриотом Украины, но без экзальтации (не рвал вышиванку на груди, как некоторые наши патриоты). Своим творчеством он прославлял украинскую землю. «Фрески» писались к 1500-летию Киева. Карабиц с воодушевлением работал, а я попытался провести мост между поэзией и музыкой, прошлым и настоящим. То, что за дирижерским пультом выступил сын композитора Кирилл Карабиц, очень символично — связь поколений не прервана, а мы все — дети Украины».
«Более двух десятилетий я жил с тяжелым камнем на душе, — признался Лев Венедиктов, главный хормейстер Национальной оперы. — Нынешняя премьера — дань памяти настоящему мастеру украинской современной музыки. Наш коллектив работал с большим энтузиазмом. «Киевские фрески» — самобытное сочинение. Символика текстов оратории ныне стала классикой, а музыка подтверждает величие и глубину украинской симфонической школы. Иван Карабиц оставил нам настоящее богатство — свою замечательную музыку».
В оратории поэтический текст связан хорами, сольными партиями, хореографией, кадрами кинохроники. Все вместе дало полифоническое полотно истории Киева: народные действа, купальский праздник, свадьба (первая — четвертая фрески). А далее, как в калейдоскопе, «огненное небо» — революция, фашистская оккупация (на экране хроника Второй мировой войны). Трагизм времени передается речитативами, ариями-монологами, ариозо, хоровыми и балетными сценами. Прозвучала контрастная полифония баховского типа, а также элементы фольклорного голосового пения («Борітеся — поборете», «Ти невмируще серце України»)... Последняя часть «Фресок» называется «Чуття єдиної родини». Эти строки П. Тычины звучат очень современно, как гимн вечно молодому Киеву. Слушатели устроили 15-минутные овации. После концерта зрители долго не расходились, обмениваясь впечатлениями от услышанного и увиденного.
— Иван Карабиц — уникальное явление в нашей музыкальной культуре, — подчеркнул Владимир Рожок, ректор НМАУ. — Он был выдающимся композитором и прекрасным педагогом нашей Национальной музыкальной академии, проработав в вузе много лет, вырастив целую плеяду талантливых учеников. Иван Федорович был очень активным человеком. Он придумал и воплотил в жизнь уникальный «Київ- Музик-Фест». В 1991 году, на заре нашей независимости, Карабиц провел в Киеве международный фестиваль, объединив музыкантов, композиторов, певцов, музыковедов не только из нашей страны, но и Канады, Америки, Польши и др.
Иван Федорович — человек толерантный, талантливый, эрудированный. Он был прекрасным музыкантом и другом. Карабиц любил людей, и они отвечали ему взаимностью. Мы были хорошо знакомы много лет, но особенно близко стали общаться, когда я стал работать заместителем директора по творческим вопросам Национальной оперы Украины. В ту пору в нашем театре работали такие гиганты, как дирижер Стефан Турчак, режиссер Дмитрий Смолич, художник Федор Нирод, хормейстер Лев Венедиктов. Ныне только Лев Николаевич остался из той великой плеяды мастеров. К 1500-летию Киева мы планировали сделать что-то грандиозное. Не забывайте, что это еще были советские времена, и национальные традиции не приветствовались, а о юбилее наши цензоры говорили, как «о Киеве — матери городов русских». Но дирекция Оперы решила привлечь украинских композиторов к чествованию 1500-летия. Мы провели творческий конкурс. Так, Евгений Станкович написал для театра балеты «Ольга» и «Прометей». Ивану Карабицу предложили написать оперу-ораторию о Киеве. Идея «Киевских фресок» принадлежит Стефану Турчаку и Льву Венедиктову. Это сочинение грандиозное по своей сути. Худсовет высоко оценил ораторию, коллектив приступил к работе, но тут вмешались объективные и субъективные причины, и только через 23 года на сцене Национальной оперы состоялась премьера «Киевских фресок». Мне кажется, что сегодня в зале душа композитора тоже побывала на концерте...
Карабиц был Козерогом, а это знак людей упрямых, которые всегда идут и добиваются своей цели. Порой они поздно раскрываются, но если это происходит, то слава их гремит на весь мир. Нынешний вечер отрыл для многих слушателей грандиозное музыкальное полотно композитора. И вовсе не случайно, что Национальная опера была переполнена публикой, а за дирижерским пультом выступил сын маэстро — Кирилл Карабиц. Я знаю его с шести лет, еще учащимся Школы им. Лысенко, потом студентом в консерватории. Уже тогда он имел задатки перспективного музыканта. Сегодня Кирилл — тонкий интерпретатор музыки, чудесный дирижер, чье мастерство прославляет не только нашу страну, но и мировую культуру. На вечере мы стали свидетелями таинства «Киевских фресок».
— Я слушал нынешний концерт и вспоминал 2000 год, когда мы отмечали 55-летие со дня рождения Ивана Федоровича, — рассказал Юрий Зильберман, генеральный директор Международного конкурса памяти В. Горовица. — Это было перед детским конкурсом («Горовиц- дебют»), мы вместе ездили в США. Уже тогда Иван слегка покашливал, но я даже не догадывался, насколько серьезно он был болен. Поездка получилась очень удачной: интересные концерты и встречи. Лауреаты Конкурса им. В. Горовица выступали в Бостоне, Филадельфии, Нью-Йорке и других городах. Как радовался он за ребят, сколько планов у нас было... То, что горовицкий конкурс стал престижным, — заслуга Карабица (он был бессменным председателем жюри). Иван был уникальным человеком, очень талантливым и добрым.
Как гений, имеющий что сказать, он попусту не бросал слова на ветер. Всегда говорил только весомые вещи. Он был очень глубоким человеком, с философским складом ума и с грустью в глазах. Может быть, поэтому его произведения имеют трагический смысл.
Мы вместе задумывали многие музыкальные проекты. Благодаря Карабицу в Киеве возродились Летние музыкальные вечера. Мы стали проводить Школу исполнительского мастерства, Летнюю музыкальную академию, гастрольные туры лауреатов Конкурса им. В. Горовица. Его смерть — невосполнимая потеря для украинской культуры.
— Ни одной ноты, ни одного слова в «Фресках» мы не меняли, — сказал Кирилл Карабиц. — Мне приятно, что мечта отца воплотилась на сцене, что ораторию тепло приняли слушатели. Весь коллектив работал очень слаженно и творчески. Особое спасибо — Льву Николаевичу Венедиктову за помощь и подсказки. Он был одним из авторов идеи, когда оратория создавалась, и благодаря ему удалось найти пропавшие ноты. Работать с оркестром Киевской оперы — огромное счастье и настоящее наслаждение. У нас высокопрофессиональный коллектив. Лучшие традиции Рахлина, Симеонова и Турчака в театре сохраняются и ныне. Струнная группа — супер. Я могу сравнивать, так как три года работаю с разными коллективами. В Национальной опере Украины дирижирую «Тоской» и «Паяцами», а в Париже выступаю с симфоническим оркестром «Радио Франции». «Киевские фрески» — сложное произведение, которое под силу исполнить только высокопрофессиональной команде.
— В моей памяти Иван Федорович навсегда останется как любимый педагог и талантливый композитор, — признался молодой композитор Артем Рощенко. — Карабиц был принципиальным человеком, но на своих учеников никогда не давил, предоставляя нам возможность проявить свои способности, раскрыть индивидуальность. За полгода до смерти я зашел к Ивану Федоровичу домой. Он сидел задумавшись в кресле и вдруг говорит: «Очень хочу поднять одно свое старое произведение». Название тогда не назвал, и я не знал, что Карабиц имел в виду «Киевские фрески». Я горд, что смог восстановить пропавшую партитуру, и — наконец, состоялась премьера. Я работал целую осень, использовал компьютер, сводя ноты по голосам в одну партитуру. Выяснилось, что при переписывании оказались ошибки (кое-где не доставало такта), некоторых страниц не хватало. Но, слава Богу, была запись на грампластинке, сделанная в концертном исполнении капеллой «Думка» и Национальным симфоническим оркестром Украины в 1984 году.
Я ведь знаю каждую ноту «Киевских фресок», а когда сидел в зале, то чувствовал, как меня пробирает это произведение. Думаю, что у него будет в дальнейшем долгая и счастливая сценическая судьба.
— Рад, что «Киевские фрески» прозвучали на главной оперной сцене нашей страны, — сказал Иван Гамкало, дирижер Национальной оперы Украины. — Сегодня редко происходит, когда монументальное произведение, требующее для своего воплощения использования большой исполнительской машины (хор, оркестр, балет, солистов, чтеца), появляется в репертуаре театра. Ныне произошло не рядовое, а знаковое событие для Оперы, зрителей и всей украинской культуры. Карабицкие «Фрески» можно сравнить с импульсом, поднявшим оперное искусство на более высокую планку. Можно поздравить всех, занятых в этой работе, с успехом, и я искренне надеюсь, что нынешняя премьера изменит ситуацию в лучшую сторону и на сцене столичной оперы будут идти многие произведения украинских современных композиторов.
Выпуск газеты №:
№8, (2005)Section
Культура