Кино во время войны
Сегодня в Москве открывается 36-й Международный кинофестиваль. Участие украинской картины — сомнительное решение
В основном конкурсе ММКФ участвуют картины «Бети и Амаре» Энди Зиге (Румыния, США, Испания, Канада, Германия, Эфиопия), «Да и да» Валерии Гай Германики (Россия), «Прибежище» Амикам Ковнер (Израиль), «Страна мечты» Петры Фольпе (Германия, Швейцария), «Я глаз» Хакки Куртулуш и Мелика Сарачоглу (Турция), «Хардкор Диско» Кшиштофа Сконечны (Польша), «Мой мужчина» Кадзуеси Кумакири (Япония), «Сентименталисты» Николаса Триандафиллидиса (Греция), «Самый опасный человек» (режиссер — Антон Корбейн, автор культовой картины «Контроль» о лидере Joy Division Яне Кертисе; также в «Самом опасном человеке» одну из последних своих ролей сыграл Филип Сеймур Хоффман).
Наиболее спорно, конечно, участие украинского фильма. «Братья. Последняя исповедь» — полнометражный дебют Виктории Трофименко. За основу сценария 34-летний режиссер взяла рассказ номинанта на Нобелевскую премию по литературе шведа Торгни Линдгрена «Шмелиный мед». Съемки вместе со всеми подготовительными работами и бюрократическими процедурами заняли около пяти лет.
Щекотливость ситуации в том, что «Братья» участвуют не просто в российском фестивале, а в фестивале, руководимом Никитой Михалковым — откровенным империалистом, шовинистом и верным другом Путина. Конечно, каждый режиссер хочет для своей работы — тем более для дебюта — лучшей фестивальной судьбы, но состязаться за призы столь неоднозначного конкурса — сомнительное решение. И вряд ли тут возможно наведение мостов, о котором говорит Виктория — скорее участие украинского фильма поднаторевшее в манипуляциях руководство ММКФ с легкостью сможет использовать в пропагандистских целях.
Выбор фильмов закрытия и открытия очень показателен: откроет фестиваль картина под более чем красноречивым названием — «Красная армия» — документальный фильм сына советских эмигрантов, американца Гейба Польски о советском хоккее. А закроет ММКФ откровенно коммерческий блокбастер-антиутопия «Планета обезьян. Революция» (Мэтт Ривз, США). То есть фестиваль, по сути, обрамляют два американских фильма, один из которых — о временах холодной войны, а второй — о крушении западной цивилизации.
С другой стороны, сам фестиваль может себе позволить внутреннюю фронду — в предыдущие годы его призами отмечали фильмы на тему ЛГБТ или об истинном положении дел в российском обществе, а также ленты режиссеров из стран, с которыми Россия находилась в откровенно враждебных отношениях. Сложные решения придется принимать основному жюри. Его возглавляет классик времен перестройки — режиссер Глеб Панфилов («Начало», «Васса»). В составе фестивального ареопага — режиссер Абдерахман Сиссако (Мавритания), актриса Франциска Петри (Германия), режиссер Леван Когуашвили (Грузия), продюсер Лоран Данелю (Франция).
Среди программ кинофестиваля, помимо основного конкурса, — конкурс документального кино, в котором участвуют восемь фильмов, конкурс короткого метра, специальные показы, программы «Европа плюс Европа», «Русский след», «Божественный след», «Далекое близкое», «Дикие ночи», внеконкурсный обзор лучшей документалистики мира «Свободная мысль».
Именно программы документального кино, по общему признанию, — одна из сильных сторон фестиваля. Так, на «Свободной мысли» покажут победителя последнего Венецианского кинофорума — неигровую драму «Римская кольцевая» Джанфранко Рози (кстати, украинские зрители могут посмотреть ее в рамках Недели итальянского кино, которая также сегодня начинается в Киеве), новые работы Алекса Гибни («Ложь Армстронга»), Годфри Реджио («Визитеры»), Вима Вендерса («Храмы культуры»), Эррола Морриса («Неизвестный известный») и российского режиссера украинского происхождения Виталия Манского («Книга»), недавно привозившего в Киев свой наиболее известный фильм «Труба».
А из международных фестивальных хитов подтверждены премьеры участников последних Канн — «Слова, прощайте!» (автор — живая легенда мирового кино — Жан-Люк Годар, Франция) и «Два дня, одна ночь» гениев социального кино, братьев Дарденн (Бельгия).
На ММКФ будет работать корреспондент «Дня», и, таким образом, наши читатели смогут узнать из первых рук не только о событиях на фестивале, но и об атмосфере в столице страны, вовлеченной в прямой военный конфликт с Украиной.
Выпуск газеты №:
№110, (2014)Section
Культура