Перейти к основному содержанию

«Кинотеатры умрут, а кино останется!»

Необычный фильм о простых человеческих чувствах представил зрителям знаменитый венгерский кинорежиссер Дьердь Палфи
05 декабря, 11:47
ПОСТЕР ФИЛЬМА / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Его «Окончательный монтаж — дамы и господа», смонтирован из более 500 любовных сцен из культовых кинофильмов, — как подсказка в размышлениях о том, что есть «настоящий фильм о любви» и «настоящий мужчина и настоящая женщина» (от «Метрополиса» до «Индианы Джонса», от «Летят журавли» до «Аватара»). Эта картина — эксперимент, который могут оценить как профессионалы, так и неискушенные любители кино. Причем лента стала не просто признанием автора в любви к искусству кинематографии, но и своеобразным исследованием природы магии кино, рождающейся из общепринятых клише.

Сегодня 38-летний Дьердь Палфи — звезда европейского кино. Первый большой успех режиссеру принес вышедший в 2002-м дебютный фильм «Икота», получивший множество призов на международных кинофестивалях, включая киевскую «Молодость». Немало шума наделали и следующие его картины — «Таксидермия» и малобюджетная «Я тебе не друг», построенная на чистой импровизации как актеров-любителей, так и ее и создателей.

Премьера фильма «Окончательный монтаж — дамы и господа» состоялась на юбилейном Каннском кинофестивале, на котором он закрывал традиционную программу «Каннская классика». Также эта картина закрывала ХХII Международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку», который недавно завершился в Санкт-Петербурге. После российской премьеры Дьердь Палфи дал эксклюзивное интервью газете «День».

— Ты называешь «Окончательный монтаж...» «переработанным фильмом». Неужели видел полностью все картины, эпизоды из которых в нем использованы?

— Нет, где-то 95%. Но это те фильмы, которые мне нравятся, и я сам их отбирал. Остальные выбирали редакторы, когда мы начали работать над этим проектом. Они добавили эпизоды из своих любимых фильмов, которые я не успел посмотреть.

— Расскажи, откуда у тебя появился интерес и любовь к кино?

— Все началось в детстве (10 — 11 лет), когда увидел «Звездные войны». Честно говоря, тогда я не совсем разобрался в сюжете, но меня потрясла визуальная составляющая фильма. Это было одним из самых ярких впечатлений моего детства. Под впечатлением от «Звездных войн» на карманные деньги купил камеру и вместе с друзьями стал снимать любительские ленты в стиле гангстерских картин. А со временем понял, что хочу стать кинорежиссером. Вот так я пришел в кино...

— Использованные в «Окончательном монтаже...» оригинальные сцены зачастую приобретают прямо противоположный смысл. Такое явление называют эффектом Кулешова. Как пришла идея сделать такой фильм?

— О монтажном кино впервые узнал 13 лет назад, когда был студентом Будапештского университета. Прочитал об этом в одном из венгерских журналов о кино и захотел сделать что-то подобное. Но у меня тогда не было денег на реализацию такого проекта. А в прошлом году возникла обратная ситуация: я хотел снимать новый фильм, но так как средств на него не хватало, решил вернуться к своей старой идее и взяться за монтажное кино. Собрал команду, и мы начали думать над сюжетом. Изначально вариантов было два — любовная история и история противостояния добра и зла с «плохим» и «хорошим» героями. Остановиться решили на первой, поскольку поняли, что любовную историю гораздо легче рассказывать. Вначале набросали костяк сценария, а после стали прорабатывать его в деталях.

— Твои фильмы имеют большой успех в европейских странах. Можно ли то же сказать о твоей родной стране? Какая у них прокатная судьба в Венгрии?

— «Окончательный монтаж...» еще не был в прокате! Было несколько специальных показов, которые собирали полные залы. Но, как и у прошлых моих фильмов, не думаю, что его в Венгрии ждет особый успех в прокате... Проблема в том, что венгерские зрители в принципе не любят ходить на отечественные фильмы. Они думают, что это скучные, дешевые и зачастую заумные картины. Нет у нас и поддержки на съемки и продвижение картин от государства.

— Но ведь в свое время венгерское кино по-настоящему «гремело»: Золтан Фабри, Миклош Янчо, Бела Тарр... Куда это делось?

— Тот период был «золотым веком» венгерского кинематографа. У того же Янчо были миллионы зрителей в Венгрии, огромная поддержка государства! Сейчас все заняты другими проблемами, и госчиновники не считают нужным выделять деньги для кинематографии. Ныне изменился и зритель. Я сам, когда иду в кинотеатр, хочу посмотреть блокбастер с хорошей картинкой, захватывающим сюжетом. Прежде всего хочу просто отдохнуть. А какой-нибудь венгерский или любой европейский фильм лучше посмотрю дома на DVD. И заметь: это говорю я, снимающий кино и понимающий, что такое демонстрация фильма на большом экране! Что же говорить о рядовых зрителях?

— А как же непередаваемые эмоции, которые получаешь в зрительном зале, смотря фильм с десятками других людей?

— У меня просто много друзей. Мы с ними собираемся и вместе смотрим фильмы на DVD. Я убежден, что кинотеатрам осталась недолгая жизнь. Уже сейчас они вымирают. А вот кино не умрет до тех пор, пока будут люди, готовые рассказывать историю кинематографическими средствами, и те, кто готов ее воспринять. Как они будут находить друг друга — это уже другой вопрос. В последние десятилетия появилось множество новых способов распространения фильмов — DVD, Интернет...

— Значит, с известным высказыванием Питера Гринуэя о смерти кино ты не согласен?

— Это, скорее, касается кинотеатров. Кино же продолжает жить! И так будет и дальше, поскольку кинематограф — наиболее мощный способ воздействия на зрителей. Одновременно самый простой и самый сложный способ рассказать какую-то историю, донести мысль, повлиять каким-то образом на публику. Скажем, на чтение одной книги может уйти несколько дней — не каждый готов потратить столько времени на это. А просмотр фильма занимает гораздо меньше времени.

— На фестивале «Послание к человеку» существует традиция: его участников и гостей просят озвучить свое «послание к человечеству». Как бы ты его сформулировал?

— Наша жизнь слишком коротка, поэтому призываю всех любить друг друга. Здесь я не оригинальный, но самое важное, что, на мой взгляд, может быть в жизни — это любовь!

СПРАВКА «Дня»

Дьердь ПАЛФИ (родился 11 апреля 1974 г. в Будапеште) — венгерский кинорежиссер и сценарист. Дебютировал в кино в качестве актера, когда ему было всего 14 лет, тогда он получил небольшую роль в драме «Документатор» (1988). А уже в 1997 году Палфи представил свою первую режиссерскую работу — короткометражный фильм «A Hal» с Ференсом Элеком в главной роли. В 2000-м Дьердь Палфи попробовал работать и на телевидении, сняв эпизод телесериала. В следующем году он выступил на поприще помощника режиссера и оператора, поработав над фильмом «Собственный остров» (2001). А с 2002 года режиссер стал снимать фильмы по собственным сценариям, первой такой работой стала лента «Икота» (2002).

«Икота»(2002, Европейская кинопремия в номинации «Открытие года», специальное упоминание Сан-Себастьянского МКФ); «Таксидермия» (2006, премия NHK на МКФ Сандэнс); «Я тебе не друг» (2009, номинация на «Хрустальный глобус» МКФ в Карловых Варах).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать