Клип о смертельной любви

Выход каждого нового украинского фильма в украинский-таки прокат должен вызывать восторг у киноведов — ведь в наших антикинематографических условиях мало сделать фильм, что уже является подвигом; нужно еще найти дистрибьюторов, которые его возьмут для показов. Продюсерам новой ленты «Orangelove» (режиссер Алан Бадоев) удалось и первое и второе. Однако поскольку все же наша киноиндустрия понемногу выходит из коматозного состояния (за последние полтора года сняли уже около десятка полных метров), восторг все же должен уступить место критике на благо тех-таки кинематографистов.
Активно рекламировать новую картину начали еще в позапрошлом году. А готова она была уже прошлой весной, однако долгое время об этом только говорили, ходили слухи о заявке на Каннский кинофестиваль и тому подобное. Наконец все закончилось включением в конкурс киевского кинофестиваля «Молодость» в октябре. И это само по себе стало событием, ведь «Orangelove» — первый украинский полный метр, который принял участие в соревновании «Молодости» за многие годы. Так это или иначе, но все знали, что это будет вот то самое новое отечественное кино, которого так ждали.
Сюжет (сценаристы — Алан Бадоев, Ольга Кржичевская) представляет собой некую жестокую мелодраму. Екатерина (Ольга Макеева) и Роман (Алексей Чадов) знакомятся с чудаковатым богачом, больным СПИДом, — его играет блестящий Алексей Вертинский, которого, к счастью, в последнее время открыли для кинематографа. По условиям игры, которую он предлагает, молодые люди не должны выходить из квартиры в самом центре Киева до смерти ее хозяина. Наградой за добровольное заключение должны стать эта квартира и около 200 тысяч евро. Однако довольно скоро начинаются искушения и неприятности. За окном бурно развивается революция, а Роман, профессиональный фотограф, не может выйти из квартиры. Единственная связь с внешним миром — письма, которые бросают под двери. И в одном из них приносят очень плохое известие. Герои оказываются наедине с проблемой в замкнутом пространстве.
Кино действительно новое. Т.е. сделанное действительно молодыми людьми, у которых свежий взгляд на свое ремесло и которые не цепляются за советское наследие, как большинство наших заслуженных и народных патриархов, которые давно уже ничего стоящего снять не в состоянии. К сожалению, беды у этого фильма совсем не новые, а вполне традиционные: слабый сценарий, таковы же диалоги, неуверенная работа с актерами. Режиссеру удалось подобрать на главные роли двух красивых молодых людей: и Макеева, и Чадов действительно яркие в качестве типажей привлекательных юноши и девушки. Но типаж превращается в застывшую маску, если не оживить его энергией продуманной, богатой оттенками актерской игры. Среди других недостатков — короткое режиссерское «дыхание», когда идей и ощущения ритма на весь фильм явно не хватает. Но вполне провальным этот проект не назовешь, особенно учитывая подавляющее большинство фильмов из вышеупомянутого десятка, которые сняли за последнее время. Поскольку действительно впервые здесь появилось хоть какое-то качество изображения. Да, местами это похоже на один большой клип (Бадоев и начинал как клипмейкер). Но сделать красивую, яркую, современную и действительно профессиональную «картинку» (оператор — Ярослав Пилунский), еще и так, чтобы она не приелась до последнего кадра, — на это действительно еще никто из наших режиссеров- полнометражников — как молодых, так и заслуженных, не смог.
В целом, можно сказать, что из Бадоева, при условиях надлежащей работы продюсеров и привлечении действительно профессиональных сценаристов, еще выйдет толк. Вполне вероятно, он сможет снимать качественное жанровое кино — чего на нашем экране так не хватает. Но для этого придется много поработать.
Выпуск газеты №:
№54, (2007)Section
Культура