Книга года: стали известны победители
11 декабря в Киеве назвали победителей литературной премии «Книга года ВВС».
Во «взрослой» номинации победил Василий Махно и его книга «Дім у Бейтінґ Голлов», в «детской» — Андрей Бачинский и «140 децибелів тиші» (обе — «Видавництво Старого Лева»). Эти авторы получили эквивалент тысячи фунтов стерлингов.
Лауреатов выбирали из «короткого списка». Во «взрослую» часть вошли 5 книг: «Аптекар» Юрия Винничука, «Карбід» Андрея Любки, «Понаїхали» Артема Чапая, «Порослий кульбабами дворик» Валерия Шевчука плюс победоносное произведение Василия Махно. Детская «Книга года», кроме «140 децибелів тиші», была представлена только двумя книгами: Оксана Лущевская «Мені не потрапити до «Книги рекордів Гіннеса» и Антон Сияника «Івасик Телесик». Стоит назвать и членов жюри премии. Это — профессор Вера Агеева, советник по вопросам культуры в ЕБРР Светлана Пыркало, литературный критик Юрий Володарский, журналистка Ольга Герасимьюк, выпускающий редактор «ВВС Україна» Марта Шокало.
Любители современной украинской литературы накануне церемонии награждения, кажется, чаще всего пророчили премию либо Валерию Шевчуку, либо Юрию Винничуку. Правда, Шевчук выглядел кандидатурой слишком очевидной, классически предсказуемой, а Винничук и так получал «Книгу года ВВС» уже дважды. Шансы молодого Андрея Любки выглядели призрачно. Что касается Артема Чапая, он в шутку пожаловался, что младший брат дразнит его «Артем — короткий список», потому книги Чапая много раз выходили в финал, но ни разу не получали главную награду.
«Дім у Бейтінґ-Голлов» — сборник рассказов, собственно, первая прозаическая книга Василия Махно, до сих пор более известного как поэт и эссеист. Проза автора-эмигранта (он в свое время уехал из Украины в США) ожидаемо имеет эмигрантский колорит, хотя отчетливо присутствует в ней и родина Махно — Галичина, в частности в историческом измерении. Эти произведения, как оказывается, опираются на традиции позднего модернизма, им присуща эмоциональная невозмутимость на фоне велеречивости, подчеркнутая детализация изображаемого, медленное течение повествования, немного экзистенциалистский привкус. То, что книгу предпочли явно более яркому и драйвовому «Аптекарю» или густому и многослойному «Порослому кульбабами дворику», стало сюрпризом для многих. Впрочем, то, что рассказы Василия Махно — эстетически целостные и концептуальные. Что еще вызвало неоднозначную реакцию, так это отсутствие даже в коротких списках военной прозы и книг, связанных с темой Майдана. Ведь именно появление таких текстов является главным трендом литературной жизни страны последних двух лет, а особенно именно 2015 года, и в этой области есть уже достойные внимания достижения. Если не принимать во внимание эту тенденцию, вообще сложно говорить о сегодняшней украинской литературе. С другой стороны, сохранение эстетической концепции в центре оценки книги даже в нынешних условиях также имеет свой смысл, хотя бы и как предохранитель от чрезмерного, неконтролируемого уклона в общественно актуальные темы с последующим риском упрощения и тотальной политизации. Такой не самый благодарный опыт наша литература уже имела. В любом случае, «Книга года» не является истиной в последней инстанции, и, как и любая другая премия, лишь привлекает внимание читателя к определенным тенденциям и явлениям. А уже каждый читатель может составлять для себя свои собственные рейтинги, если вообще в них нуждается.
Section
Культура