Кобзарский триптих и франковский пророк
За создание «Филармонической Шевченкианы» дирижер-постановщик Иван Гамкало и режиссер Владимир Лукашев номинируются на соискание главной премии нашей страны.
На протяжении двух недель в Колонном зале им. Николая Лысенко эта музыкально-драматическая трилогия презентуется киевлянам и гостям нашей столицы: 23 января зрители познакомились с «Гайдамаками», 31 января — покажут «Сон», а 10 февраля — «Думи мої, думи, квіти мої, діти». Основу этих концертных спектаклей составляет поэтическое наследие Тараса Григорьевича. Можно сказать, что дирижер Иван Гамкало и режиссер Владимир Лукашев дали жизнь в Национальной филармонии начало новому жанру — литературно-музыкально-театрализованное действо, в котором соединили шевченковскую поэзию с произведениями различных музыкальных жанров: от классической и академической музыки до фольклора (симфоническими, инструментальными, хоровыми, вокальными).
Идея «Шевченкианы» в филармоническом исполнении родилась у дирижера когда он послушал как блестяще читает произведения Кобзаря прекрасный артист Анатолий Паламаренко. Тогда, 14 лет назад, Филармония была закрыта на ремонт, концерты проходили в различных залах Киева, и хотя время может было и не очень подходящим, но началась работа над либретто и поиском музыкального материала... Премьера спектакля «Сон» на музыку Б. Лятошинского состоялась в 1993 г. В этой композиции замечательно переплелись: гротеск и лирика шевченковской поэмы в исполнении Анатолия Паламаренко и образная и контрастная музыкальная палитра произведений Бориса Лятошинского, прекрасно переданная Национальным симфоническим оркестром Украины. Дирижер Иван Гамкало и режиссер Владимир Лукашев посвятили этот спектакль 182-й годовщине со дня рождения Т. Шевченко и презентовали его в Украинском доме. «Сон» имел большой успех среди зрителей и критиков.
Как рассказывают постановщики, широкий общественный резонанс, который получил спектакль, побудил их к постановке еще одной поэмы Кобзаря — «Гайдамаки». К этой работе, кроме симфонического оркестра и чтеца, были привлечены еще Мужская хоровая капелла им. Л. Ревуцкого, солисты-вокалисты, актеры театра и художник Николай Сухорипа, создавший «зрительный образ» спектакля.
— В основу музыкального решения постановки «Гайдамаки» легли хоровые композиции Кирилла Стеценко, а потом к партитуре спектакля я добавил инструментальную музыку Рейнгольда Глиера, которую композитор специально написал к первой постановке «Гайдамаков», осуществленной Лесем Курбасом в театре «Березиль» в 30-е годы, — рассказал «Дню» И. Гамкало. — Оркестровку сделал Литвинов. Мне приятно, что нашу работу высоко оценила публика, а в одной из рецензий даже написали: «Сочетанием всех художественных составляющих постановщикам удалось достичь уровня монументального полотна, в котором могущественный шевченковский гений раскрылся с особо мощной силой». Премьера состоялась в 1999 г. Со вступительной речью тогда выступил академик Николай Жулинский, а впоследствии «Гайдамаки» вошли в репертуар Национальной филармонии. Мы показывали этот спектакль не только в Киеве а во многих городах Украины. Первый канал Украинского телевидения записал телеверсию «Гайдамаков», которую транслировали и на зарубежье.
В прошлом году состоялась премьера литературно-музыкального спектакля «Думи мої, думи мої, квіти мої, діти», которая стала продолжением наших творческих поисков. После политической сатиры поэмы «Сон» и исторической трагедии «Гайдамаки» мы решили, что будет логическим объединить лирико-философскую поэзию Кобзаря, и так родились «Думы...». Эта постановка завершает нашу трилогию «Филармоническая Шевченкиана». Композиция построена на основании обработок народных песен, хоровых и инструментальных произведений Николая Лысенко (в этом году мы будем отмечать 165-летие со дня рождения украинского классика). Все произведения объединены и специально переведены для симфонического оркестра, а оркестровку сделал Владимир Яковенко. Поэзия Тараса Шевченко в исполнении Анатолия Паламаренко зазвучала вместе с Заслуженным академическим симфоническим оркестром Национальной радиовещательной компании Украины и Государственной хоровой мужской капеллы Украины им. Л. Ревуцкого. Недавно мы записали диск с «Думами...» и я рад, что меломаны и почитатели творчества Кобзаря его высоко оценили.
Знаете, шевченковская тема не оставляет меня всю мою жизнь. Несколько лет назад, тоже с Владимиром Лукашевым, на сцене Филармонии мы поставили интересное произведение — концертный спектакль «Любовь в жизни Шевченко». В музыкально-литературную композицию вошли письма, отрывки из дневника поэта, сопровождаемые вокальной и камерной музыкой Лысенко в исполнении ансамбля «Рідні наспіви». В этом спектакле Кобзарь предстал перед зрителями как лирик и романтик. Творчество и жизнь Тараса Григорьевича вдохновляет немало художников и его наследие такое большое, что есть где набраться мудрости и вдохновению для новых творческих проектов...
Нужно отметить, что коллеги Ивана Дмитриевича из Национальной оперы Украины, где он работает уже 37 лет, также номинируются на Шевченковскую премию за постановку оперы «Мойсей» Мирослава Скорика, которую, кстати, поставил, как дирижер, именно Гамкало. Можно без преувеличения сказать, что благодаря кропотливому труду маэстро не только произведения национальной классики, а и современных композиторов появляются на главной оперной сцене нашей страны.
— Мы должны быть национальным театром не только по названию, а по существу, — отмечает И. Гамкало. — Фактически 25 лет (!) на нашей сцене не ставились оперы современных авторов. Выросло несколько поколений певцов, которые в своем репертуаре имеют только произведения итальянской вокальной школы, и воспитаны на кантилене. Они не воспринимают современной музыки, ее интонации, не знают и не умеют петь произведения современных авторов. «Мойсея» мы ставили к дате — 150-летнему юбилею. Во время репетиций появилась творческая аура и все задействованные в постановке очень слаженно работали. «Мойсей» — опера философского плана. В ней каждое слово имеет вес, и для него певцам нужно было найти свою музыкальную интонацию. Тема свободы — главная в опере. Хотя сюжет рассказывает о событиях, отдаленных от нас несколькими тысячелетиями, но история еврейского народа, который ушел из Египта ради свободы, близка и понятна сегодняшним зрителям. Я восхищен музыкой Мирослава Скорика. Он умеет передать нюансы души. Несколько дней назад мы показывали «Мойсея», прекрасно главную партию исполнял бас Сергей Магера, выступили хористы и оркестр. По реакции зрителей у меня было такое впечатление словно это не репертуарный спектакль, а мы показываем премьеру.
Я уверен, наша публика соскучилась по спектаклям современников, в которых чувствуется ритм сегодняшнего дня, и очень хорошо, что это поняла администрация театра. Например, весной мы подготовим премьеру — спектакль «Боярыня» (музыку к опере написал композитор Виталий Кирейко, а в основу либретто легла одноименная поэма Леси Украинки).
Знаете, в истории украинской культуры были различные периоды, но я уверен, что черная полоса уничтожения всего украинского уже никогда не вернется. Следует разработать четкую государственную программу по возрождению национальной культуры, и отдельным пунктом в ней должно быть оперное и балетное искусство. Зрители ожидают наших новых спектаклей и пойдут на них, но при условии, что они будут талантливо поставлены, будут выполняться самыми лучшими актерскими и музыкальными силами...
Выпуск газеты №:
№14, (2008)Section
Культура