«Когда был Ленин маленький с кудрявой головой...»

Украинский художник Иван Пархоменко жаждал запечатлеть Ильича в его рабочем кабинете в Смольном. Но тот неизменно отвечал всем любителям «вписаться в историческую лениниану», коих было немало в 20-м году, сурово и категорично: «нет». Тогда Иван познакомился с сестрой председателя Совнаркома Анной Ильиничной, да так они друг другу понравились, что даже рассматривали семейные альбомы Ульяновых, отличавшихся демократизмом и любовью к прогрессу, а потому не заказывавших родовых портретов. И вот художник решился на подарок. Он выбрал одну из самых первых «карточек», где Володя сидит в ненавистном кожаном кресле отца, куда его частенько за неблаговидные поступки мать сажала «подумать». Несколько суток труда — и готов портрет, маслом на холсте, где Володя показан в манере... Дмитрия Левицкого, который на рубеже XVIII – XIX веков писал детей императорской фамилии. Конечно, от кресла не осталось ничего, а «головастый мальчик», которого всегда фотографировали сидя, чтобы скрыть нелепые пропорции между «высоким челом» и тщедушным телом, представлен на портрете с хорошим, атлетическим (насколько это возможно у ребенка) торсом. Этим портретом Иван Пархоменко добился согласия Ленина на позирование, которому подарок очень понравился.
История на этом не закончилась. В «оттепельную пору», когда начали создавать октябрятские группы в младших классах школ, вспомнили о портрете из фондов Исторического музея Москвы. И создали маленький значок принадлежности некоему братству, которое готовит к вступлению в «верные ленинцы». В центр рубиновой пятиконечной звездочки был помещен уже рельефный портретик маленького Ульянова. Еще более «кудреватый», отчего барочные мотивы зазвучали сильнее, превратив вождя в ангелоподобного путти. И дети Страны Советов носили напротив сердца символ пророка (пентаграмма, вообще-то, — знак библейского царя Соломона), равняясь в свои 7-10 лет на гения — четырехлетнего дворянина.
Выпуск газеты №:
№73, (1999)Section
Культура