Когда картины... дышат и двигаются
В ArtUkraine Gallery до 10 мая работает выставка «По течению» Анны Мироновой и группы SYNXRONОп-арт, эксперименты Кraftwerk и даже философ Анри Бергсон — вот лишь малая часть ассоциаций, которые вызывает этот междисциплинарный проект. Чуть ли не самой влиятельной философией ХХ в. стал интуитивизм А.Бергсона. В знаменитой «Творческой эволюции» он описал жизнь как «поток», жизненный порыв (фр. Elan vital). Постичь который можно только с помощью интуиции, а не рационально. Цель «жизненного порыва» — творчество. А быть творцом, криэйтором, а значит, венцом эволюции, может только человек. Потому что только люди наделены сознанием, способны на осознанное творчество. «Жизненный порыв складывается, в сущности, из необходимости в творчестве», — писал Анри Бергсон («Творческая эволюция»).
Вовсе не важно, имела ли Анна Миронова в виду elan vital, когда в коллаборации с группой SYNXRON (композитором Сергеем Synthkey, медиа-художниками Юрой Мироном и Таей Кабаевой) и куртором Дарьей Момот работала над мультижанровым проектом «По течению», который совмещает нефигуративную живопись и гигантскую аудиовизуальную инсталляцию. Проект этот — просто идеальная иллюстрация к Бергсону. Правда, французскому философу пришлось бы освоить еще и «театр теней», изучить оп-арт и даже творчество легендарных Кraftwerk.
Экспозицию открывает зал с масштабными черно-белыми полотнами. Ну очень странные, невозможные изображения! Пространство на них вздувается, вздыбливается, вздымается, пульсирует, сворачивается в свитки. И только подойдя вплотную к той или иной работе, понимаешь, что 3D-эффект достигнут благодаря тщательной штриховке грифельными карандашами. Такой, например, является, одна из новейших работ Анны: триптих с облачным небом. Или, может, это луг, окутанный густым туманом? Картины... дышат и двигаются, «картинка» внутри рамы, кажется, сменяется ежесекундно. Да и цвета монохромных изображений, если смотреть под разными углами, словно варьируют от серого — к синему и даже розовому, восходу солнца.
Остаток немаленького пространства ЦСИ занят гигантскими «бессюжетными» «вытынанками» Мироновой. На них — в темноте — транслируется видео. Благодаря подсветке, картины, включая цикл «Ствол», не просто получили объем. А словно проросли даже не в третье — в 4-тое измерение. Они «продолжаются», скажем словами Анри Бергсона. А зрителей захлестывает поток — образов, ассоциаций, эмоций.
«По течению» не персональная выставка, а результат совместной работы целой команды, — подчеркивает художница. — Музыку, специально для проекта и под впечатлением от творчества Анны, написали «электронщики» SYNXRON. Во время открытия они же устроили перформанс.
Впервые пани Миронова получила в свое распоряжение большую (а не только несколько метров стены в, скажем, «Мистецькому Арсеналі») экспозиционную площадку и максимально использовала ее возможности.
Выпуск газеты №:
№80, (2018)Section
Культура