Когда музыку воспринимаешь не только ушами, но и поглощая ее глазами
Молодая пианистка Мария Вихляева виртуозно исполнила произведения Листа
Можно ли превратить звучание рояля в звучание целого оркестра? Можно ли так виртуозно играть сложную, технически тяжелую музыку, используя рояль во всем его диапазоне, в нижнем и высоком регистре, его семиоктавную полноту и красочность? Можно ли одной левой рукой, играя только басовую партию, передать в музыке то звуки тяжелого топота ног, то подлый сатанинский хохот, то оттенки бархата ночного неба, то тревогу и гнев, то героические порывы, высокие стремления, то глубокие сомнения, скепсис, иронию? Конечно, можно, если за роялем — гениальный композитор-пианист, если руки виртуоза от плеча и до кончиков пальцев такие развитые, сильные, гибкие, чуткие, и так легко и красиво летают над клавиатурой...
Ференц Лист — именно этому классику посвятила свой сольный концерт лауреат международных конкурсов Мария Вихляева, а программы — высший класс фортепианного исполнительского мастерства. Сыграть концерт из произведений Ференца Листа, значит, подняться на высшую ступень пианистической карьеры и войти в роль человека-оркестра. То есть пытаться трактовать фортепианные мелодии и ритмы так, будто это звучат медные или деревянные духовые, скрипки или виолончели, колокольчики или цимбалы. По крайней мере именно этого требовал Лист-композитор от Листа-пианиста или наоборот. Задача усложняется еще и тем, что Лист-пианист — мужчина, с присущей ему силой и натиском. Вихляева-пианистка — молодая женщина, с присущими ей интеллигентной исполнительской манерой, благородным пианистическим звучанием, лиризмом и грацией, заложенными в чисто женской природе. Однако ее мастерство после этого концерта и уже в который раз — не оставило сомнений. Ведь она в этой своей женской ипостаси также имеет на удивление виртуозные и сильные руки — гибкие, чуткие, способные передать и безумную страсть, и нежность, и романтичный пафос и невесомость. Именно во время этого концерта от рук Марии невозможно было отвести глаз. Это был тот случай, когда музыку ты воспринимаешь не только ушами, но и поглощая ее и глазами.
В сложной по форме и смысловому наполнению программе концерта прозвучали все знаковые произведения Листа: этюды: № 3 «Вздохи» и № 6 из «Больших этюдов по Паганини», две пьесы из цикла «Годы странствий. Швейцария» — «Долина Обермана» и «На Валленштадском озере», «Мефисто-вальс» № 1, «Утешение» № 2, ноктюрн «Мечты любви» и Соната си минор.
Как дань наиболее романтичному периоду жизни Листа — его «украинской любви» и счастливого пребывания в имении княгини Каролины Витгенштейн — Вихляева исполнила «Скаргу» на тему украинской народной песни «Віють вітри» — одну из трех пьес цикла «Glanes de Woronince» — «Колоски Воронинец», или «Колоски, собранные в Воронинцах» (ныне село района Хмельника Винницкой области), посвященных дочери Каролины, княжне Марии Сайн-Витгенштейн. Это произведение написано именно в тот период, когда Ференц Лист приехал в Киев и его уже знала вся Европа. В своих, на то время 36 лет, он побывал с гастролями во всех крупнейших центрах культуры — Париже, Риме, Вене. Давал концерты в родной Венгрии. Уже тогда его знали как гениального пианиста. Поэтому в Киеве приезд Ференца Листа вызвал большой шум. Для него Украина стала важным этапом в жизни — здесь он встретил Каролину, благодаря ей решил завершить гастрольную деятельность и посвятить себя именно созданию музыки. Вдохновила на это его именно Каролина Витгенштейн.
Следовательно, программа, избранная Вихляевой для этого монографического концерта, свидетельствует не только о ее исполнительском уровне (чрезвычайно высоком), но и о ее внутренней культуре и широком художественном кругозоре. Как исполнительница, она показала весь спектр своего артистического темперамента и блестящее владение инструментом и публикой.
Слушателям был продемонстрирован лиризм и страсть, а также все приемы романтического стиля в исполнительстве — огромную динамическую амплитуду и темповую свободу в ноктюрне «Мечты любви», который также написан в период романа с Каролиной Витгенштейн и ей посвященный. Метафизику и физику в пьесах «Долина Обермана» и «На Валленштадском озере», реализм и фантастику в Мефисто-вальсе, «фаустовско-шумановские» (Соната си минор) и паганиниевские (концертный этюд №6) «мотивы», экспрессию и великий пианизм в этюде «Вздохи».
После этой программы о М.Вихляевой можно говорить уже не только в контексте принятия ее в штат, в качестве солистки Национальной филармонии Украины в 22 года (тогда еще студенткой IV курса НМАУ), но и в контексте ее зрелости как музыканта и артистической личности и с точки зрения качественно нового этапа ее исполнительской карьеры.
Выпуск газеты №:
№70-71, (2018)Section
Культура