Перейти к основному содержанию

Комикс по классическому мотиву

В роли героев... молодогвардейцы
11 июля, 00:00
Началась подготовка эскизов для издания известной книги Александра Фадеева «Молодая гвардия» в виде комикса, сообщил агентству Интерфакс-Украина народный депутат Виктор Кириллов. По его мнению, новое «комичное» издание произведения не означает презрительного отношения к нему как к культурной ценности, но поможет привлечь внимание подрастающего поколения к изучению истории подпольной организации в Краснодоне. «День» обратился к экспертам с предложением прокомментировать эту ситуацию, в частности, ответить на вопросы: «О чем свидетельствует такой факт?», «Какое произведение вы хотели бы увидеть в форме комикса?»

Юрий МАКАРОВ, тележурналист («1+1»):

— Во-первых, мне кажется, что талантливое произведение Фадеева не имеет фактически ни какого отношения к тем реальным юношам и девушкам, которые действовали в тылу у немцев. И, соответственно, это — игра не историей, а игра с советскими мифами, а советские мифы заслуживают на то, чтобы с ними играть, если, конечно, это будет остроумно. А относительно «комиксизации» советского прошлого, у нас есть несколько таких «икон». «Как закалялась сталь», например. Но для этого нужны комментарии. В частности, известно или, может, не совсем известно, что тот же Островский, который якобы размахивал шашкой на гражданской войне, фактически весь этот период, который он описывает (и свое героическое участие в нем), провел в кровати: у него был сыпной тиф. И за это его даже исключили из партии — тогда был такой порядок. Так что всего можно коснуться из советских мифов, оказывается, что это не более чем миф. Миф предопределен на то, чтобы следующие поколения с ним играли или забывали. Может, лучше пусть играют, чем забывают.

Юрий ПОКАЛЬЧУК, писатель:

— Ну, во-первых, я вообще с сомнением отношусь к истории «Молодой гвардии» в такой форме, в которой она существует сейчас. Просто это — легенда о патриотизме коммунистического направления. Я настолько тяжело жил целую жизнь благодаря коммунизму, что просто вспоминаю это с ужасом, и поэтому любая формальная апология коммунизма всегда у меня вызывает очень большое сомнение. Но есть два момента. Понимаете, героизм молодежи в любой форме — это вообще всегда есть героизм. Другое дело — ради чего, но все равно он есть, поэтому я, так сказать, могу ценить саму идею подъема какой- то героики. С другого стороны, я категорически отрицательно отношусь к подъему героики через коммунизм. Я отношусь негативно к пропаганде коммунистической идеологии в любой форме, даже в форме комиксов, потому что это все — просто нормальное, грамотное распространение этой идеологии на молодежь. А почему не сделать в форме комикса, например, «Тараса Бульбу»? То есть нам, в украинском государстве, нужно искать героику национальную (не узконационалистический дух поддерживать, поймите меня правильно, а национальный). Тот же Гоголь писал по-русски, а я считаю, что он создал архетип, который более или менее известный. А как его можно сделать красиво! Я бы назвал еще не одно произведение, но просто, если взять ту же украинскую классику, то ее в виде комикса не только можно — нужно делать (это есть массовое воздействие). Не коммунистическую идеологию, а национальное самосознание поднимать.

Иван МАЛКОВИЧ, поэт, директор детского издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»:

— Я считаю, что способ подачи имеет смысл только тогда, когда он не талантливый. В конечном счете, протестантские организации даже Библию делают в комиксах. Для меня это странно, но они делают, и много людей, детей воспринимают это адекватно, поэтому я не вижу здесь проблемы. Меня больше интересует в проблеме с «Молодой гвардией» тот вопрос, что это все было сначала как восстание национальное... Нужно поднять настоящую историю, потому что у нас замалчивается, что во время Великой Отечественной войны было много национальных восстаний, именно украинских — против всех, за то, чтобы освободить свою землю. И под таким углом зрения меня бы интересовало, чтобы настоящие события, связанные с «Молодой гвардией», были открыты. Я не люблю комиксов, вот в чем дело, поэтому особого желания увидеть что-то в комиксах у меня нет.

Константин РОДИК, главный редактор газеты «Книжник-Ревю»:

— Этот факт, по-моему, свидетельствует о том, что украинская книжная самодеятельность понемногу превращается на книжный бизнес. Комиксы — это один из наиболее прибыльных и наиболее популярных сегментов книжного рынка во всем мире. В Японии вообще сорок процентов книжного рынка — это комиксы. Мощные комиксные государства — это Франция, Германия, ясное дело — Соединенные Штаты. У нас эта дискуссия ведется очень давно: мол, комиксы — это не наша ментальность, это не для нас. Но вспомните, например, с какой заинтересованностью детвора рассматривала в советские времена журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки», а они же наполовину состояли из комиксов. Следовательно, комиксы, я считаю, это нормальная книжная продукция, и чем ее больше — тем лучше. Ну, у нас о большем говорить не следует, но то, что «Молодую гвардию» решили «закомиксовать» — это абсолютно положительный факт. Россияне уже пошли немножко вперед: у них уже вышла «Анна Каренина» Льва Толстого в комиксах, вышла «Пиковая дама» Пушкина. Причем критика была достаточно благосклонна. Во-первых, это — качественный рисунок, во-вторых, это качественная режиссура всего этого и, в-третьих, это привлекает внимание к классике сегодняшних читателей, потому что известно, что школа очень часто просто отбивает любой интерес к классическим произведениям, а комиксы его будят. Так что я однозначно отношусь к этому положительно и с надеждой, что это будет развиваться. А относительно того, что мне лично хотелось бы видеть в комиксах, то у нас есть очень интересное классическое наследие, которое стоит опять актуализировать, сделать его модным, потому что вот недавно у россиян в министерстве печати состоялось совещание, где было сказано приблизительно такое: Пушкин сегодня — это коммерческий автор, издавать его прибыльно. Может ли у нас кто-то сказать, что прибыльно издавать Шевченко? Нет. И даже некоторые издательства, которые продуцируют полное собрание Шевченко (казалось бы, это такая брэндовая вещь) выпускают только то, на что выделило деньги государство. Ни одного экземпляра они не продуцируют на продажу, то есть два тома полного собрания произведений Шевченко нельзя купить сегодня, все они разошлись по библиотекам в том объеме, который заказало государство. Это означает только одно: издатель, выпуская эту книгу, сам не верил в то, что она может быть привлекательным товаром, может продаваться. А для чего же выпускать такие вещи, в комерционность которых ты сам не веришь? Следовательно, нам нужно сделать классику модным товаром, как сделали Пушкина те же россияне, а сделать это можно и благодаря комиксам. А «откомиксовать», в конечном счете, можно многое.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать