Конкурс Ивасюка без открытий...
и снова без Гран-при![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030725/4127-22-1_0.jpg)
КОЛЫБЕЛЬ «ЧЕРВОНОЙ РУТЫ»
Непосредственно перед открытием фестиваля участников, членов жюри и журналистов повезли на экскурсию в музей поэта и композитора Владимира Ивасюка. Возможно, организаторы рассчитывали, что дух дома, в котором маэстро прожил довольно долгий период времени, вдохновит конкурсантов на чистые ноты.
Директор дома-музея Парасковия Нечаева начала экскурсию с рабочего кабинета Михаила Ивасюка — отца композитора. Здесь сохранилась немецкая печатная машинка писателя, которую ему подарил и сам переделал на украинский шрифт сын. Фото на стенах рассказывали о поколениях рода Ивасюков. Пани Паша рассказала присутствующим о том, что Владимир увлекался фотографией и его работы даже были признаны профессиональными фотографами. Ивасюк- сын не пошел по стопам отца и не стал писателем — для больших произведений у него не хватало терпения. Поэзия давалась легче. Но в тех коротких строках Владимиру удавалось уместить столько чувств и переживаний, сколько не удавалось иным прозаикам в их творениях. Дальше была гостиная с сервированным столом. Создавалось впечатление, что через несколько секунд сюда придут гости пить чай. Но больше всего всколыхнула последняя комната. В ее центре стоял пюпитр с оригиналами нот и слов самого известного творения Владимира Ивасюка — «Червоной руты». Стены украшали предметы его увлечений: фотоувеличитель, удочки, ноты и пр. Казалось, что хозяин только недавно побывал здесь и наводил в комнате порядок. Больше всего музей поразил гостей из-за рубежа. Для некоторых было открытием, что такое место вообще существует. Получив мощный энергетический заряд, конкурсанты были готовы к бою.
Вечером того же дня состоялось открытие фестиваля «Пісня буде поміж нас». Это событие всегда собирает полный Летний театр. В этот день на сцену выходят лауреаты предыдущего конкурса, члены жюри и признанные мэтры сцены. Билеты «до 60 гривен» не стали преградой для почитателей хорошей музыки, и концерт прошел с аншлагом. Сцена была выполнена «в буковинском стиле», хотя вместо «водограя» на ней журчал фонтан. Из-за насыщенности сцены традиционному портрету Владимира Ивасюка выделили скромное место в уголке на колонне.
Пока зрители занимали свои места, к концертной площадке подплыл шикарный девятиметровый «Линкольн» Александра Пономарева — «живой» пример того, что участие в конкурсе Ивасюка становится ступенькой к достижению больших высот. Традиционно «наш человек с «Евровидения» исполнял по программе наибольшее число песен. Но сюрпризом стало все-таки не это. В вечер открытия на сцену вышли два поколения «эстрадников»: корифей Дмитрий Гнатюк и Маричка Яремчук — дочь Назария Яремчука. Маленькая певица, как выяснилось днем позже, выглядела на сцене намного органичней некоторых конкурсантов. После «Край, мій рідний край...» в ее исполнении аплодисменты удалось потушить только началом следующей песни. Такие условия дружеской конкуренции добавили вдохновения оставшимся певцам, и даже танцоры из балета Аурики Ротару плясали до упаду.
ЗНАЙ «ИХНИХ»
В этом году организаторы конкурса Ивасюка отошли от привычных принципов, и в первом туре участники исполняли всего по одной песне вместо двух. Судя по прошлым конкурсам, это новшество стало весьма нелегким испытанием для юных талантов. За две песни можно распеться, но настоящий претендент на высшее место должен показывать класс уже с первых нот. В результате из двадцати участников во второй тур вышли двенадцать. Альтернативное журналистское жюри не ошиблось ни в одном из кандидатов. Все зарубежные исполнители, как и предполагалось, были в этой дюжине.
Второй тур не обязывал исполнять творения Владимира Ивасюка, и эстрадный конкурс обогатился «соулом», «диско», «латинос» и другими стилями современной музыки. Исполняя уже по две песни, кандидаты в лауреаты могли показать весь диапазон своих голосовых данных. К сожалению, во втором туре выбыли только наши певцы, и в финал вышли пятеро иностранцев и трое украинцев (включая рок-группу «XXI век»).
Финальный тур удивил больше, чем результаты двух предыдущих. Все участники выглядели практически равными. Так что жюри пришлось уделить больше внимания артистичности певцов и вспомнить их прошлые выступления. Болгарка Бойка Щерева «отхватила» овации зала за своеобразную манеру выступления, но больше за татуировки на самых «интересных» местах. Елена Трибой из Молдовы совместила пение с игрой на классической скрипке. Львовянин Назар Савко до неузнаваемости переделал «Капелюх» и сопроводил его нестареющим брейк-дансом. Но оригинальнее всего звучала «Колыскова» в исполнении рок-группы «XXI век» из Киева. Если мамы захотят вырастить из своих чад будущих Оззи Осборнов — эта колыбельная для них.
Результаты VIII конкурса им. Владимира Ивасюка стали известны на следующий день. Первая премия за молдаванкой Ириной Костиной ($3 тыс.). По словам председателя жюри Николая Мозгового, она была лучшей все три дня. Второе место ($2 тыс.) досталось украинке Наталье Валевской. «Бронзу» ($1 тыс.) разделили молдаванка Елена Трибой и румынка Ралука Чиокарлан. Дипломантами стали болгарка Бойка Щерева, беларуска Веста Каменева, львовянин Назар Савко и киевская группа «XXI век».
На «послематчевой» пресс- конференции Николай Мозговой заявил, что уровень украинских исполнителей не выдерживает никакой критики. Хотя, по его словам, «не страшно, что в финале оказалось больше иностранцев, чем украинцев. Просто к следующему конкурсу наши станут более тщательно готовиться». А что касается вновь не присужденного Гран-при, Николай Петрович заметил: «Эта награда дается человеку на голову высшему всех остальных. Таких в этом году снова не было».
УЛИЦА, ГДЕ РОДИЛАСЬ ЛЮБОВЬ
В последний день конкурсной программы горожане и гости Черновцов стали свидетелями церемонии переименования улицы генерала Панфилова в улицу народного артиста Украины Анатолия Евдокименко. Открытие совпало с днем рождения матери Анатолия Клавдии Ивановны, которой в этот день исполнилось 85 лет. Для этого мероприятия в столицу Буковины прибыла народная артистка, Герой Украины София Ротару. Во время церемонии она подарила трубу фирмы «Yamaha» выпускнику музыкальной школы, лауреату конкурса исполнителей по классу трубы, студенту музыкального училища им. С. Воробкевича Роману Голику. Поблагодарив городские власти за помощь в организации этого мероприятия, София Михайловна сказала: «В этом месте прошли наилучшие и самые счастливые годы моей жизни. Тут родился наш сын Руслан. С этого места взлетел мой «Сизокрылый птах». Тут я нашла свою «Червону руту». Где бы мы ни были, «Червона рута» и ее руководитель Анатолий Евдокименко всегда пропагандировали искусство Буковины, золотой жемчужины в короне многонациональной Украины».
«ПІСНЯ БУДЕ ПОМІЖ НАС»
И не удивительно, что на следующий день закрытия фестиваля София Ротару стала хед-лайнером программы. В связи с этим шоу перенеслось из Летнего театра на более вместительный стадион «Буковина». Билеты на лучшие места были распроданы еще за неделю до представления — бесспорное свидетельство любви буковинцев к Софии Михайловне.
Монтаж сцены продолжался три дня, и техникам оставалось только наладить свет и звук. Но с утра в день финального гала-концерта хлынул по-осеннему обильный и продолжительный ливень. Настройка чувствительной техники при таких условиях относилась к разряду подвигов. Прямая трансляция на главный телеканал Украины также стояла под угрозой. К счастью, под вечер дождь утих, словно Мозговой договорился с небесной канцелярией. Но тем не менее из-за накладок концерт начался позже на полчаса. Зрители терпеливо ждали...
В десять часов вечера с первых аккордов «Червоной руты» началось то, чего так долго ждали тысячи черновчан. Перед зрителями появились президент фонда им. Владимира Ивасюка Николай Мозговой и мэр Черновцов Николай Федорук для того, чтобы открыть концерт и вручить финалистам VIII конкурса Ивасюка дипломы и призы. Все девушки-победительницы выпархивали на сцену в бальных платьях от спонсоров конкурса, но единственный подарок от салона «Юнона» получила все-таки наша землячка Наталья Валевская.
По завершении официоза и чествований настало время шоу- программы. Пока лауреаты показывали зрителям, за что все-таки они получили свои премии, уставший Николай Мозговой сидел на лавочке за сценой. Чем-то он был похож на тренера футбольной команды в решающем матче.
И, как всегда, трибуны взревели, как только перед ними появился Пономарев. Не удовлетворенный сценой, он пошел через все поле «петь в массы». Сотни зажигалок дополнили лазерное шоу под «Він чекає на неї». Вслед за зятем к трибунам со словами «Какой же гуцул не любит попеть» пошел Николай Петрович. Черновцы сорвались с мест и приветствовали мэтра стоя. Но то, что творилось в зрительских рядах с выходом на сцену Софии Ротару, описать на бумаге не представляется возможным. Со всем известными песнями, с шикарно поставленными хореографическими номерами прима заставила петь даже самых скромных буковинцев. Популярность в тот вечер измерялась розами. К ногам Софии Михайловны их летели целые охапки. «Червона рута» звучала как гимн. После финальных нот за кулисы устремились самые преданные поклонники — получить автограф или сфотографироваться со звездой. На это им выделили десять минут.
Погасли «юпитеры», сцену свернули намного быстрее, чем собирали, и Черновцам осталось ждать целый год до нового конкурса им. Владимира Ивасюка. В этом году обошлось без сенсаций — на буковинской земле не вспыхнула новая звезда эстрады. И виной этому не тучи, постоянно бродившие по июльскому небу. Как всегда, проблема более земная — недостаток финансов. Николай Мозговой уже устал жаловаться на постоянное недофинансирование одного из старейших конкурсов Украины (в этом году вместо 500 тыс. грн. получили всего треть). Но «голова» жюри не теряет надежды, что в следующем году все будет лучше. Возможно, Гран-при «возьмут» в 2004 году?
Выпуск газеты №:
№127, (2003)Section
Культура