«Корифеи» раритетов
В отделе искусств Кировоградской областной библиотеки им. Д. Чижевского открылась уникальная выставка одной книги
Авторами «Корифеи украинской сцены. Нерозгадані таємниці видання» считают А. Лотоцкого, В. Доманицкого, Ф. Матушевского, В. Дурдукивского, А. Кошица и С. Ефремова. Артефакт в 1901 г. имел особое значение в истории украинского театра. Книга была запрещена и вернулась в научный оборот лишь во времена независимости Украины. Для экспозиции в библиотеке ее предоставил известный кировоградский коллекционер, поэт, переводчик и врач. Владимир Могилюк. «За последний год пришлось держать в руках два экземпляра этой книги, — говорит Могилюк. — Но в одной был изменен переплет, а у этой — свой».
Рядом с книгой выставлены около трех десятков дореволюционных листовок с портретами украинских актеров из коллекции В. Могилюка.
К определению «корифеи» исследователи литературы и театра так привыкли, что не всегда и задумываются: а кому же это определение принадлежит. Между тем, у него есть автор, а если точнее — несколько авторов. в 1900 году Санкт-Петербургская цензура разрешила, а в 1901-м киевская типография Петра Барского опубликовала тиражом 1200 экземпляров безымянную книгу «Корифеи украинской сцены», со времени появления которой упомянутое определение и стало употребляться как самая точная характеристика основателей нового (в последней четверти ХІХ в.) профессионального украинского театра. Книга была собственно краткой историей театральной жизни в Украине со времен Ренессанса (ХVI—ХVII в.), а кроме того — портретной характеристикой выдающихся художников конца ХІХ — начала ХХ века, среди которых были в одном лице театралы и драматурги, «чистые» артисты и один композитор. Речь шла, следовательно, о Марке Кропивницком (1840—1910), Михаиле Старицком (1840—1904), братьях Тобилевичах (Иване Карпенко-Каром (1845—1907), Николае Садовском (1856—1933), Панасе Саксаганском (1859—1940)), Марии Заньковецкой (1854—1934), Анне Затиркевич-Карпинской (1855—1921) и Мыколе Лысенко (1842—1912), котрого тогда называли «славний музика».
«Кто был автором этого сочинения, узнаем из первого тома книги Александра Лотоцкого «Сторінки минулого», которая была издана в 1966 году православной церковью в США, — говорит заведующая отделом искусств Кировоградской областной библиотеки им. Д. Чижевского Светлана Ушакова. — Вот цитата из этой книги: «Ті статті свої ми після обробили і уложили в книжечку під з. «Корифеи украинской сцены». Рукопис тієї книжки я повіз до Петербургу і там провів її через цензуру, а також здобув обкладинку, — намалював її талановитий художник П. Шарварок. Книжку видано чепурно, з ілюстрованою в кольорах обкладинкою, з портретами артистів». Лотоцкий отмечает, что в написании книги «принимали участие С. Ефремов, В. Дурдоковский, В. Страшкевич, О. Кошиц; последний, тогда еще студент, дал прекрасную статью о М. Лысенко. Статьи напечатны без подписей. Мне в этой книге принадлежали: вступительная статья (история украинского театра), статьи о М. Кропивницком, М. Старицком и, кажется, об И. Тобилевиче».
Анонимность этой книги обусловила тот факт, что она в советском искусствоведении из научного оборота не изымалась, хотя и организатором издания ее был якобы (об этом знали лишь некоторые из исследователей театра) Александр Лотоцкий (1870—1939) — общественный и литературный деятель рубежа ХIХ—ХХ в.
Есть основания считать, что в определенном понимании эта книга появилась не без участия Сергея Ефремова, автора «Історії українського письменства» (1911), а также Василия Доманицкого как наиболее известного в литературоведении участника издания текстологически проработанного «Кобзаря» в 1907 г. Очерки о восьмерых деятелях украинского искусства в книге «Корифеи украинской сцены» написаны, как считается, разными авторами, но полностью — в духе исповедуемой С. Ефремовым позитивистской (народнической) методологии. Главным стержнем ее была трактовка литературы как выразительницы правды о жизни нации, как защитницы человеческого достоинства, свободы и т. п.
Выпуск газеты №:
№61, (2015)Section
Культура