Коротко / КУЛЬТУРА
Далай-лама наградит создателя комикса
Далай-лама отметит наградой «Свет истины» фонд бельгийского художника Эрже, нарисовавшего 50 лет назад первый комикс о приключениях в Тибете своего знаменитого героя — журналиста Тантана. Духовный глава тибетцев, находящийся в изгнании, намерен таким образом выразить признательность Эрже за то, что он познакомил Запад с Тибетом. Об инициативе Далай-ламы сообщила газете The Telegraph Церинг Джампа, представляющая организацию «International Campaign for Tibet», пишет Lenta.ru. Вручение «Света истины» пройдет 1 июня 2006 года в Брюсселе, когда Далай-лама посетит бельгийскую столицу. Награда Далай-ламы за 2006 год присуждена также южноафриканскому архиепископу Десмонду Туту.
В 2007 году во всем мире будет отмечаться столетие со дня рождения Эрже (настоящее имя — Жорж Реми; 1906—1983). Но первые чествования начнутся еще осенью 2006 года в Канаде, сообщает агентство Bloomberg. Мероприятия, посвященные Эрже, пройдут также в Париже, Стокгольме, Лондоне и, конечно, в Брюсселе. «Приключения Тинтина в Тибете» впервые были опубликованы на тибетском языке в 1994 году.
Педро Альмодовар — фаворит Канн
Лидером Каннского фестиваля по опросам критиков и специалистов остается картина испанского режиссера Педро Альмодовара «Вольвер». Ожидается, что реальный вызов бросить ей сможет лента Софи Копполы «Мария-Антуанетта».
Между тем каннская премьера картины «Кайман» Нанно Моретти вызвала разочарование своей политизированностью и неактуальностью. Посвященная политическому миру Италии, картина является сатирой на уже бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони. «Кайман» был показан в ночь на вторник в главном зале Дворца фестивалей. На Каннской премьере картины присутствовали министры культуры практически всех стран Евросоюза, сообщает NEWSru.com.со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Новый фильм Нанно Моретти прозвучал диссонансом в нынешней программе фестиваля своей крайней политизированностью и направленностью на решение текущих политических задач итальянского общества, как их понимают левые круги. Более того, картина потеряла значительную часть своей актуальности после того, как Сильвио Берлускони проиграл недавние всеобщие выборы Романо Проди. Руководство Каннского фестиваля нарушило правила, позволив картине Моретти участвовать в главном конкурсе несмотря на то, что она уже более месяца находится в итальянском прокате. До нынешнего показа «Кайман» рассматривался как один из фаворитов на завоевание высшей награды кинофорума — «Золотой пальмовой ветви». Однако большинство критиков считает, что картина, потеряв политическую актуальность, утратила и значительную часть своей привлекательности.
«Сладкие» картины
В галерее современного искусства «Цех» проходит выставка работ одесситки Екатерины Соловьевой. Детскими воспоминаниями о неуемном объедании сливочным кремом — оно то и вызывает одноименную болезнь — навеяна выставка «Ацетон». Название сулит неизбежную расплату за чревоугодие и внушает мысли о том, что современное искусство — удовольствие не из числа безобидных. За злоупотребление этим «антидепрессантом», уводящим нас от скучной реальности, тоже приходится платить. Игрой масштаба Е. Соловьева воплощает мечту ленивого о кондитерской «Аркадии» с кисельными реками в молочных берегах. Мы как будто превращаемся в лилипутов, заблудившихся в витрине со сладким — о силе желания художницы вновь «перебрать» холестерина говорит уже то, что напоминающие жирных гусениц пирожные разрастаются до трехметровой величины. В выборе атрибутов сладкой жизни вроде бы кроется расшаркивание перед зрителем — мы получаем именно то «вкусненькое и красивенькое» зрелище, на которое рассчитывали. Тем не менее художник остается себе на уме: существенно не то, что изображено, но как. Жесткий веризм манеры письма придает пирожным весьма внушительный вид. У зрителя появляется возможность в полной мере прочувствовать свою малость перед лицом монстров из крема. Не мы поедаем глазами эти пугающие и притягивающие одновременно объекты желания, но они нас.
Эти нестандартные отношения становятся предметом исследования для переворачивающего шкалу потребительских ценностей поп-арта, линию которого продолжает Екатерина Соловьева. Было бы слишком просто считать, что художники поп-арта наивно предаются товарному фетишизму. Искусство всегда пристальней присматривается к обратной стороне вещей. К примеру, социальная психология изучает так называемый синдром шоппинга — бутики и кондитерские для травмированных реальностью людей становятся оазисами, где они вновь обретают ощущение покоя и безопасности. Перед художником захлопывается и этот «запасной выход» — ибо он навсегда заперт в своей внутренней реальности. «Параноидальное» художественное сознание и в кондитерском раю разглядит скрытую угрозу, для него все эти «пряничные избушки» — это ловушки, расставленные ведьмой для заманивания в свои сети глупых детей.., сообщает Виктория БУРЛАКА.
Выпуск газеты №:
№83, (2006)Section
Культура