Коротко / КУЛЬТУРА
«Полусонными письмами» по полусонному бытию
Вялое течение украинской литературной жизни столицы нарушила инициатива Владимира Яворского, который решил положить начало открытым литературным дискуссиям писателей-членов АУП (Ассоциации украинских писателей). Апробировал Яворский свой замысел на себе — первое заседание, состоявшееся недавно в Киево-Могилянской академии, было посвящено обсуждению его нового произведения «Напівсонні листи», которое печаталось в журнале «Сучасність». Однако, как и предполагали организаторы, дискуссия быстро вышла за рамки обсуждения текста романа, что подтвердило: писателю, каким бы затворником он ни был, не хватает живого общения с критиками и читателями, возможности услышать живую реакцию на свои произведения да и просто чувства заинтересованности со стороны коллег и читателей к своим творениям. Планируется, что дискуссии будут проходить в последнюю среду каждого месяца. Ноябрьская встреча литераторов АУП под названием «Город как цивилизация» будет посвящена обсуждению творчества Вячеслава Медвидя и Евгении Кононенко.
Гений из «Трубы» дает сольный концерт
В биографии Игоря Завадского, седьмого ребенка в шахтерской семье, было много славных и трудных страниц. Одна из них, скажем, музицирование в известном киевском подземном переходе — так называемой «Трубе». Именно там студент Киевской государственной консерватории сорвал первые аплодисменты. Затем было распределение в Борисполь, где он три года работал художественным руководителем и директором местного дома культуры. Но на серьезные площадки официальная культура Завадского допускать не спешила. Признание пришло, как водится, из-за рубежа. Об Игоре Завадском на родине заговорили в одночасье все, когда в 1993 году он завоевывает «Кубок мира» на конкурсе аккордеонистов в Португалии. А затем каждый год — громкие победы на самых престижных музыкальных смотрах во Франции и Италии. И наконец, в 95-м он становится единственным в Украине обладателем «Золотой лиры» — специального приза всемирно известной конфедерации аккордеонистов. Сегодня Игорь преподает в Киевском национальном университете культуры и искусств, гастролирует. А на киевской сцене он по-прежнему редкий гость. Так что, завтра не пропустите его сольный концерт, который артист дает в Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии Украины. В программе — произведения И.-С. Баха, А. Вивальди, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, А. Пьецоллы в авторском переложении для кнопкового аккордеона. А также — оригинальные импровизации на известные украинские, российские и французские темы. Инф. «Дня»
Праисторическая героиня на сказочном быке
В галерее «Кольори», в Лавре, открылась выставка работ ужгородских супругов-керамистов Мирославы Росул и Вячеслава Виньковского. Их общей излюбленной техникой является шамот, однако черты и качества, общие для работ обоих художников, и определить можно только достаточно «обще» — декоративность, выразительность, прекрасное чувство материала. Еще, пожалуй, ужгородских художников объединяет интерес к древним культурам. В остальном же они абсолютно несхожи. Керамика Мирославы Росул отдана, фактически, одной героине — Женщине; она — равная все рождающей и все принимающей Земле — величественная Праматерь («К солнцу», «Астарта», «Предвечная»), но она же — и гротесковая в меру упитанная пляжница («Ню»). Обе ипостаси сосуществуют не просто мирно — гармонично. Герои Вячеслава Виньковского — животные, чаще — мифологические или, скорее, сказочные («Рыбобык», «Химера», «Хорн», «Женщина-кошка»), но нередко — и вполне обыденные, повернувшиеся вдруг к миру своей сказочной, подлинной сутью («Шмелиное гнездо», «Тритон»). Однако ужгородские керамисты не исключают и совместного творчества. Доказательство тому — «Похищение Европы»: праисторическая героиня Мирославы Росул на сказочном быке Вячеслава Виньковского. Именно эта работа и стала символом
Падение Пизанской башни остановили
Недавно из фундамента знаменитой Пизанской башни, которой в скором времени угрожало падение, вытянули три блока, весом по 10 тонн каждый. Автор проекта Пауль Хеинайер рассчитал (и, как показала практика, справедливо), что после такого хирургического вмешательства башня выровняется на 20 миллиметров. Именно столько было необходимо башне для того, чтобы ее падение прекратилось. «Нянька» башни, профессор Микеле Джамиолкоски, счастлив от достигнутого результата. Пьерфранческо Пачини, президент фонда Primaziale, занимающегося таким специфическим ремонтом, тоже очень доволен: «Мы рады, что можем оградить башню от опасности и возвратить ее к первозданной красоте, нашему городу, и всему миру». В свое время башню «подперли» 85 блоками, общий вес которых (вместе с удаленными тремя) составляет 850 тонн. После работ, которые будут проводиться очень осторожно и поэтапно, колокольня выровняется на 40 сантиметров. Кроме снятия блоков, предусмотрены и «подкопы» с введением специальных труб. Первый шаг был только экспериментом, который завершился успешно. Восстановление Пизанской башни будет продолжаться до конца 2000 года. По мнению архитекторов, блоки, которыми когда-то пытались выровнять колокольню, были ошибкой, и теперь эта уникальная памятка будет учиться крепко стоять на собственных ногах. Фирма гарантирует, что работы будут проводиться с максимальной безопасностью для памятника архитектуры. Профессор Микеле Джамиолкоски утверждает, что после завершения работ башня безопасно простоит еще 300 лет, сообщает Екатерина СЛИПЧЕНКО .
Колючая поэзия Ивана Андрусяка
Шарга — это холодный ветер с дождем и снегом, это также холодная пленка наста после оттепели. Не случайно Иван Андрусяк выбрал для сборника своих стихотворений и для заключительной новеллы именно такое название. Его поэзия, его поэма «Ad hominem» неприветливо колючие, его новелла тонкая и лиричная, но как же неуверенна и холодна эта лирика. Несмотря на утонченность верлибров и рифм, мастерскую обработку прозаических периодов, читателя, в целом, не покидает ощущение искусственности. Но, как ни странно, эта искусственность не оставляет безразличным, она выходит за тесные для нее литературные рамки, считает Дмитрий ГЛАМАЗДА . И. Андрусяк — поэт известный. Лауреат «Зори Аркады», член литгруппы «Новая дегенерация». Новый сборник только подтвердил то, что его отмеченная болью поэзия живая и сильная.
Выпуск газеты №:
№204, (1999)Section
Культура