Перейти к основному содержанию

Коварство и любовь

В Русской драме им. Леси Украинки поставили знаковую для Киева «Варшавскую мелодию»
01 января, 14:43

Известную пьесу Леонида Зорина в легендарное представление в свое время превратили режиссер Эдуард Митницкий и актеры Ада Роговцева и Альфред Шестопалов. Поставленная в конце 1967 года на сцене Русской драмы, она собирала аншлаги почти на протяжении двух десятилетий и была сыграна 670 раз! Увидеть ее считали честью даже московские и ленинградские театралы. Подозреваю, что за прекрасную зоринскую мелодраму киевские режиссеры долгое время не брались именно из-за того, классического уже спектакля Э. Митницкого. Память о нем до сих пор жива, поэтому с ним поневоле будут сравнивать новые сценические прочтения. И эти сравнения, что бы ты ни создал, будут не в интересах новой версии. Потому что легенды, мифы для того и существуют, чтобы мы ими измеряли свое настоящее. Выход из этой ситуации в начале нулевых нашел Игорь Афанасьев, переделав пьесу Зорина в «Варшавскую мелодию-2», он пригласил в свой коммерческий проект не только Аду Роговцеву, но и ее дочь Екатерину Степанкову. И тем самым посодействовал еще большей непроизвольной монополизации пьесы Адой Николаевной. Ее «права» на нее закрепили и владельцы театральных агентств, которые ради сохранения «легенды» даже отказывались заработать на гастролях «Варшавской мелодии», прекрасно поставленной Сергеем Голомазовым пять лет назад на сцене руководимого им московского Театра на Малой Бронной, где главные роли талантливо исполняют Юлия Пересильд и Даниил Страхов.  

И вот Русская драма нарушает негласное табу столичных театралов (идея постановки принадлежит актерам, которые сыграли главные роли, - Тункевич и Николенко). И выпускает премьеру знаменитой мелодрамы о любви польской студентки Гели (Алиса Тункевич) и советского студента, бывшего фронтовика Виктора (Вячеслав Николенко) на Сцене под крышей. Тот факт, что нынешняя премьера «Варшавской мелодии» (режиссер – Ольга Гаврилюк, сценография и костюмы – Елены Дробной) сыграна в канун Нового года, не является случайным. Пьеса эта, если бы не грустный финал, могла бы попасть в Топ наиболее популярных новогодних зрелищ. Кроме того, что в ней есть «семь пудов любви», действие ее начинается в заснеженный декабрьский вечер, а одной из лучших сцен является празднование влюбленными нового 1947 года. Однако привкус праздника в ней портит несчастливый – а значит, непраздничный – финал. Влюбленные расстаются, да еще и выглядят в конце убого. Автор не простил своему герою предательства любви, ради которой настоящие герои идут даже на смерть. Тень «Ромео и Джульетты» ложится на любую романтичную историю, так что наименьшее малодушие влюбленных, разрушающее высокие чувства, не прощается никому. Даже тем, кто, попав под колесо тоталитарной машины, не смог жениться и в результате пополнил большой список несчастных.

Вместе с автором не прощают своим персонажам предательства любви режиссер и актеры Алиса Тункевич (Геля) и Вячеслав Николенко (Виктор). Насколько их герои вызывали восхищение в романтичных сценах, настолько никчемными они выглядят в финале: Геля становится развращенной славой, уставшей примадонной. Виктор из героя войны, который не боялся даже Гитлера, превратился в провинциального сморчка, серого совкового ученого. Режиссер Гаврилюк настолько обиделась за пренебреженную государством любовь, что даже изменила смысловые акценты. В финале пьесы Виктор утешает себя тем, что Москва отбирает все время, благодаря чему завтра ему не придется искать новой встречи с женщиной, с которой пережил безумную любовь и которую теперь он просто раздражает, – автор здесь акцентирует малодушие героя, из-за которого он и потерял любовь. В финале спектакля герой берет смятую газету с текстом Постановления о запрещении браков с иностранцами и с озлоблением цитирует его. То есть акцент из личной ответственности здесь перемещается на враждебные внешние обстоятельства. В этом случае – на подлость негуманной тиранической власти. Между тем внешние обстоятельства, даже наиболее благоприятные, рано или поздно обнаружат свое коварство по отношению к любви. Ведь она – не из этого мира, пребывание в котором имеет только одну цель: научиться любить и беречь свою любовь. Даже если придется распрощаться с этим враждебным для нее, любви, миром. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать