Краеведческий музей в... собственном доме
Бывшая библиотекарь из Ровенщины — хранительница предметов старины![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120620/4105-10-2_0.jpg)
Надежду Мельник на Ровенщине знают как автора глубокого труда по истории родного села Хотин, расположенного в Радивиловском районе. Книга «Святые места земли моей... Хотин» повествует о 300-летней истории села и прилегающей местности. Однако немногие знают, что краевед — владелец музея, экспонатов в котором больше, чем на некоторых районных выставках.
Немаленькая комната заставлена стеллажами и увешана картинами, вышивками, крестиками и значками. Взгляд сразу же прикипает к полкам с книгами. Каждая имеет соответствующую рубрику: «История Хотина», «Подаренные» и тому подобное. Однако есть и раритетные издания. Надежда Мельник осторожно листает каждую страницу. Их нужно было бы отреставрировать — книги в своем роде бесценны. Однако не они гордость коллекции собирателя древностей.
— Вот этому серпу — несколько тысяч лет, — рассказывает Надежда Андреевна. — Не меньше и наконечникам, копьям — они сохранились еще с первобытнообщинного строя. Многие из таких вещей мне приносили односельчане. Самыми дорогими считаю предметы Высоцкой культуры, с которых и началось мое увлечение старинными вещами. Где-то в 1990-х в селе Полуничное (Радивиловский район. — А.С.) начали раскапывать карьер, а в нем нашли странные черепки, которые и принесли мне. Сначала я не придала этому большого значения, однако слухи о находке дошли до выдающегося археолога Игоря Свешникова (на то время он вел раскопки в Пляшеве). Еще в студенческие времена Игорь Свешников исследовал Высоцкую культуру (такое название она получила от села на Львовщине, где впервые ее обнаружили) и когда увидел находки из карьера, то допустил, что вещи принадлежат именно ей. Игорь Кириллович поручил мне начать раскопки самостоятельно. Я тогда еще не имела навыков в этом деле... В Полуничном я нашла могильник Высоцкой культуры. С Игорем Кирилловичем мы планировали начать масштабные работы, однако мой земляк (а Свешников также родом из Хотина) умер. В настоящее время живу тем, чтобы продолжить начатое дело. Хочу приобщить специалистов из Львова, Ровно. Некоторые из них, кстати, уже приезжали в Полуничное. У меня есть подозрения, что там могут быть находки и скифских времен.
В память о сотрудничестве с Игорем Свешниковым у пани Надежды есть предметы погребального обряда Высоцкой культуры — специальные горшки, в которые клали прах мертвых (а в этой культуре, пределы которой датируются 1100—600 гг. до н.э. мертвых сжигали). Вокруг них размещали другие сосуды — с едой, чтобы дух умершего мог питаться. Более зажиточным в могилу клали ту посуду, которой они пользовались при жизни. Если человек был бедным и семья не могла пожертвовать бытовыми вещами, наскоро изготовляли меньшие и худшего качества копии. На некоторых экземплярах, найденных в Полуничном, сохранился даже древний орнамент — веточки ели (как знак вечной жизни).
Остались со времен Высоцкой культуры и две застежки для одежды, сережки или же, как их называют, дармовисы, а также детские браслеты из бронзы.
— Браслет очень маленький, — рассказывает Мельник. — Он принадлежал ребенку первых лет жизни. И вот интересно сравнить: моему поколению к школе категорически запрещали носить любые украшения, а у наших предков — это было традиционное дело.
Целая коллекция трубок украшает полку в музейной комнате. Не многие из них сохранили свою первозданную форму, ведь трубки у нас появились тогда, когда на наши земли попал табак, а это XVI в. — А вот уже экспонаты более поздней эпохи — Хмельнитчины: сабля, которую недавно нашли на месте переправы казаков, стрелы, рыбацкие снасти, топоры.
Есть в домашнем музее и целое собрание оружия времен Первой и Второй мировых войн. Даже гильза от морской пушки, умело переделанная дедушкой пани Надежды в место для горючего, нашла свое место в уголке. Во двор Надежды Андреевны недавно приезжала милиция — проверяла. Все же в доме хранится холодное оружие.
Набор сапок — еще одно упоминание об истории края. На месте нынешних полей раньше были помещичьи леса. Часть из них выкупили крестьяне, вырубили деревья и взялись за обработку земли. Чтобы избавиться от корней, использовали сапы. Для обычной прополки сапой брали сапки меньшие по размеру, но отличающиеся от нынешних.
— А вот это березовые гвоздики, которыми подбивали подошвы, — показывает краевед. — Это не нынешние склеенные сапоги, которые разлетаются на ходу. В таких, — показывает крепкие кожаные сапоги, — можно ходить и ходить. У меня даже есть детские кожаные ботиночки, которые хотели забрать в Ровенский краеведческий музей, — у них таких нет.
Немало бытовых вещей в музее Надежды Мельник принадлежат советскому периоду. Хозяйка показывает деревянные ботинки, кожаные лапти и даже плетеные тапочки, которые обували, когда входили в церковь, чтобы не стоять в святом храме босыми. Интересный экспонат — рушник, вышитый на востоке Украины.
— Он в Хотин попал в 1932—1933 годах, когда за кусочек хлеба люди из советской Украины отдавали последнее. Даже орнамент этого рушника существенно отличается от наших, волынских орнаментов. У нас вышивки составлены преимущественно из цветов, а на этом рушнике — колоски.
На стене висит икона, которую называют «Благословенником», — ею прадед Надежды Андреевны благословлял своего сына на Первую мировую войну.
Кроме усадьбы-музея, у Надежды Мельник еще множество дел — выпустить книгу о Хотине и о соседнем селе Гоноратке. Исследовать историю сел Корытное и Полуничное, напечатать сборник из 1000 народных песен, которые краевед успела собрать у старожилов. В Ровенском краеведческом музее находится рукопись Надежды Мельник об орнаментах писанок Радивиловского района, а дома она хранит еще один редкий пример своих исследований — прозвищ. Женщина в своем и соседнем селе записала прозвища всех семей в целом, и ее членов в частности, исследовав происхождение каждого такого «имени».
В настоящее время Н.Мельник — член Всеукраинского общества краеведов, постоянный участник самых разнообразных конференций, автор научных и популярных статей. В ее архивах лежат еще не опубликованные легенды края, а в уголке ожидают своей очереди старых фотографий, которые еще нужно систематизировать...
Выпуск газеты №:
№105, (2012)Section
Культура