Кто кого перепел?
На Кировоградщине прошел I Международный этнофестиваль «Перекати-поле» на телегахЭтот форум стал первым в нашей стране творческим мероприятием, где традиционный украинский атрибут — многофункциональная казацкая телега, в свое время служившая средством передвижения, кроватью, элементом военной обороны и тому подобное, — была использована как сценическая и выставочная площадка фольклорных солистов и коллективов — носителей аутентичной народной традиции.
Место проведения фестиваля было выбрано вовсе не случайно: на его орбиту был привлечен приднепровский город Светловодск, а также окружающие села и поселки: Павлыш — Поповка — Камбурлеевка — Онуфриевка — Млынок — Калантаев. Именно здесь, на территории нынешней Кировоградской области, в XVII—XVIII вв. проходила граница Украины (Войска Запорожского), Польши (Речи Посполитой) и России (Московского царства). Здесь, на пограничной территории, на реке Омельник, впадающей в Днепр, польский писатель Генрик Сенкевич устроил встречу героев своего исторического романа «Огнем и мечом» — Б. Хмельницкого и Я. Скшетуского, которых впоследствии «оживил» на экране в одноименной киноэпопее польский режиссер Ежи Гофман. На месте воспетой встречи планируется установить памятный знак.
В настоящее время район славится живописными пейзажами, в частности, на берегах Днепра и Кременчугского водохранилища, а также замечательным Онуфриевским парком — выдающимся памятником садово-паркового искусства XVIII—XIX вв. А еще, конечно, известными личностями — здесь родился автор первой отечественной Симфонии Михаил Колачевский, работал выдающийся украинский педагог Василий Сухомлинский и др.
Не «подвели» и участники: в первую очередь, знаменитая киевская группа «Древо» — (художественный руководитель Евгений Ефремов) первый в Украине коллектив музыкантов, которые более 30 лет тому назад начали исполнять украинские народные песни в аутентичной манере. С ними приехал известный скрипач-виртуоз Сергей Охримчук, всех поразивший бойковским наигрышем. А еще «веточка» — молодежный ансамбль «Дикое поле» из Кировограда, главной «фишкой» которого является исполнение песен Правобережной Украины между Днепром и Синюхой. На польских картах XVII в. эти земли названы Dzikie Polie, что дало имя коллективу. Местную традицию представил фольклорный ансамбль села Калантаева.
Землячки из самодеятельного ансамбля «Павлишанка», хоть и исполняли репертуар так называемого вторичного фольклора (под баян), были зажигательными и задорными. Уместными в фестивальной палитре были и представители художественного проекта «Бросьте все, гармонь играет!» с его основателем и вдохновителем еще с 1987 г. Артуром Будулатьевым. Ежегодно под его эгидой в разных районах области проходит до 20 конкурсных концертов самодеятельных художников, где принимают участие певцы и музыканты без возрастных ограничений — энтузиасты игры на гармошке. Так, гармонисты чуть ли не часами развлекали публику популярными мелодиями, зажигательными танцами.
Наибольший ажиотаж вызвал приезд группы «Виртуальная деревня». Этот коллектив родился более четверти века тому назад: студенты Московской консерватории объединились в фольклорный ансамбль, который исполнял собственноручно записанные в российской глубинке песни. По окончании учебы они разъехались в основном по своим малым родинам. В начале 2000-х снова встретились и решили возобновить бывший коллектив на основе ежегодных «сессий» с прежним и новым репертуаром — песнями Рязанской, Тверской, Пензенской и других областей России. Поскольку каждый из участников за прошедшие четверть века состоялся как личность и многого достиг, не могу поименно не назвать членов «Виртуальной деревни», прибывших в Онуфриевку семейным кругом, который сегодня с детьми и женами составляет около 40 человек.
Безусловно, настоящей «мегазвездой» среди них является Сергей Старостин — певец, исполнитель на народных духовых инструментах (рожки, обертоновые флейты и т. п.), перкуссионист, собиратель народных инструментов, номинант премии ВВС-3 World Music-2003, обладатель Гран-при «Еврорадио». На фестивале он играл на акустических гуслях, пел соло и дуэтом с дочкой Марией. «Под стать» ему и жена Ольга Лапшина — певица в аутентичной манере.
Супружеская пара — Светлана Концедалова и Александр Полячок заслуживает того, чтобы на ней остановиться более подробно. Светлана — ведущая «запевала» «Виртуальной деревни» со звонким могучим голосом насыщенного альтового тембра. Александр Полячок — музыковед, педагог, общественный деятель. С 1987 года живет в родном Кировограде. Инициатор создания Кировоградского музея музыкальной культуры им. К. Шимановского и его первый директор. Он содействовал открытию музеев художника Осмеркина и драматурга Карпенко-Карого, памятника Хмельницкому. Именно Полячок выступил автором идеи фестиваля «Перекати-поле» и его режиссером. Это он задумал использовать стадион Онуфриевского парка как фестивальную площадь, где в центре поля полукругом выстроились празднично украшенные сельские телеги и кони-красавцы с вплетенными в гривы разноцветными лентами.
Основные события развернулись в парке: выставка изделий местных народных мастеров, краеведческая палатка. Всех желающих угощали вкуснейшим кулешом и пампушками с чесноком. Коллективы, расположившись на телегах-сценах, по очереди исполняли разножанровые песни своих народов: прозвучали обжиночные, свадебные, шутливые, лирические, танцевальные песни, инструментальный наигрыш и тому подобное. К участию в действе привлекали всех желающих.
На фесте проводились мастер-классы, диалоги-соревнования «кто кого перепоет», профессиональное углубление в особенности русского, польского и украинского фольклора, а также экскурсии по околицам, в том числе на местный конный завод и катание на байдарках.
Главная цель фестиваля — популяризация фольклора и этнографии Приднепровья, Украины и других краев, развитие дружеских отношений и партнерства между украинцами, поляками, россиянами и другими народами — была достигнута. Фестиваль «Перекати-поле» — открыт для широкого международного сотрудничества, имеет хорошие перспективы и все основания для того, чтобы вскоре стать одной из «визитных карточек» Кировоградщины.
Выпуск газеты №:
№144, (2010)Section
Культура