Лариса СТУПКА: «Сегодня нужно собирать средства для нужд армии, а не ставить памятники»
22 июля — два года как ушел в Вечность выдающийся украинский актер
За весь период Независимости похороны Богдана Сильвестровича Ступки стали самыми массовыми. По несколько часов люди с букетами цветов стояли под палящим солнцем (длинная очередь в несколько рядов змеилась от метро ул. Городецкого, через сквер и по площади возле Национального театра им. И. Франко), чтобы проститься с любимым актером. А когда выносили гроб, и по театральной традиции все собравшиеся аплодировали, то слезы градом лились как у женщин, так и мужчин. В последний путь Ступку провожали сотни тысяч людей, пешком идя за траурным кортежем от центра столицы до Байкового кладбища...
Такие мастера, как Ступка, рождаются раз в столетие! Богдан Сильвестрович прославил украинскую культуру не только в нашей стране, но и за рубежом. Он был нашим национальным богатством, мастером сцены и экрана мирового масштаба, продолжателем высоких традиций украинского театра, самым знаменитым и востребованным актером, патриотом и Героем Украины, но при этом оставался совсем не звездным и не пафосным человеком, обладал потрясающим тонким чувством юмора.
Свое последнее интервью Ступка дал «Дню», а потом его записали на телеканале «Культура» после моноспектакля «Давняя мелодия», поставленном по новеллам В. Стефаныка, который показал друг Б. Ступки, актер Львовского театра им. Заньковецкой Юрий Брилинский на Камерной сцене им. Данченко в Киеве (это было 23 марта 2012 г., а через несколько дней актер лег в больницу, но, несмотря на все старания медиков, они оказались бессильны в схватке со смертью)... Помню, как у меня сжалось сердце, видя, как сильно похудел и осунулся Богдан Сильвестрович, как ходит, опираясь на трость, но он не роптал. Напротив, с юмором вспоминал, что Львовская опера была его родным домом, о том, что фактически вырос за кулисами (его отец был хористом театра), как в молодости не пропускал ни одного балетного спектакля, особенно если на сцене выступала Лариса (его супруга); как вместе с Брилинским насмеялись, посмотрев оперу «Рихард Зорге» Юлия Мейтуса, очень профессионально напевая целые куски из этого «шедевра» советской поры... А еще Ступка радовался, что 19 марта состоялась долгожданное «новоселье» Камерной сцены (более двух десятилетий здание строили!), которая отныне носит имя знаменитого режиссера, друга и творческого побратима С. Данченко, и у франковцев, наконец, появилась площадка для экспериментов и поисков, считая, что это лучший памятник Сергею Владимировичу...
«ЗВЕЗДЫ — НА НЕБЕ, — ОБРАТИЛСЯ БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ К ВНУКУ ДМИТРИЮ, ПРОДОЛЖАТЕЛЮ АКТЕРСКОЙ ДИНАСТИИ, НА СВОЕМ БЕНЕФИСЕ «КОНЦЕРТ № 70 ОТ СТУПКИ» (ОКТЯБРЬ 2011 г.), — МНЕ РОДИТЕЛИ ГОВОРИЛИ: НЕ ЗАДАВАЙСЯ, ЧТО ТЫ ЭТО СДЕЛАЛ, ТЫ ПРОСТО ПРОВОДНИК ИДЕЙ, КОТОРЫЕ ДАЛ ТЕБЕ ГОСПОДЬ БОГ. ЕСЛИ ИМЕЕШЬ СПОСОБНОСТИ, ТЫ НЕ ДОЛЖЕН ИХ ЗАКОПАТЬ...» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Богдан Сильвестрович оставил нам в наследство записи сотен спектаклей и фильмов, уже вписанные в «золотой фонд» искусства Украины и мира. Ступка был не только великим актером и художественным руководителем Театра им. И. Франко, а также замечательным мужем и потрясающим дедом. С его смертью изменилось все — в его родном театре и в семье...
«День» попросил Ларису Семеновну Ступку рассказать, как уживались в их семье творческие личности, трудно ли ей было быть женой гения, с которым она делила радости и горести более 45 лет, в чем их секрет семейного счастья, как ей удается превозмочь боль утраты и в чем сегодня она находит силы жить дальше...
«МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО МУЖ ПРОСТО УЕХАЛ НА ГАСТРОЛИ...»
— Я уже четыре года живу с болью в сердце. Два года Богдан Сильвестрович болел и уже два года как он умер... Чувства словами передать трудно. Я должна жить ради сына и внуков, — признается Л. СТУПКА. — У нас большая семья, я продолжаю сама готовить, стирать, убирать. Из-за проблем со здоровьем ныне не так часто бываю в театрах, но премьеры Театра им. И. Франко и спектакли, где играют Остап и Дима, я стараюсь не пропускать. Гастролеров сейчас практически нет, в стране идет война, гибнут люди на востоке Украины и это все очень огорчает... Знаете, я поражаюсь, как нынешнему руководителю Кремля удалось перечеркнуть то хорошее, что на протяжении многих лет связывало Украину и Россию, поссорить целые народы! Иной раз ловлю себя на мысли — слава Богу, что Богдан Сильвестрович не дожил до нынешнего абсурда...
Знаете, когда мне плохо, то я смотрю фотографии, включаю записи интервью, спектаклей и фильмов из нашей огромной семейной фото— и видеотеки, и словно общаюсь с Богданчиком. Слышу его голос и мне кажется, что он просто уехал на гастроли и скоро вернется... Когда, например, смотрю «Белую птицу с черной отметиной» (режиссера Ю. Ильенко — дебют Ступки в кино. — Т.П.), то вспоминаю, как рождалась эта лента, какая непростая у нее была экранная судьба, какие были молодые Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук... и как все замечательно там играли. Потрясает и одна из последних киноработ «Дом» — драма режиссера Олега Погодина. Вроде все есть в доме семейства Шамановых — кроме покоя, любви и взаимопонимания. Отцы конфликтуют с детьми, дети с отцами и друг с другом... В этой ленте Богдан Сильвестрович и Сергей Гармаш потрясающе играют роли отца и старшего сына... Ну, а запись спектакля «Тевье-Тевель» я могу смотреть с любой сцены! У меня сохранились и рабочие видеоматериалы, в частности, «Короля Лира» — спектакль, о котором долго мечтал муж, и как тяжело было ему в нем играть...
ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ ТЕАТРА ИМ. ИВАНА ФРАНКО В НЬЮ-ЙОРКЕ ВНУЧКА ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА, АМЕРИКАНСКАЯ ПИСАТЕЛЬНИЦА БЕЛЛ КАУФМАН НАЗВАЛА БОГДАНА СТУПКУ ЛУЧШИМ ТЕВЬЕ-ТЕВЕЛЕМ, КОТОРОГО ЕЙ ДОВОДИЛОСЬ ВИДЕТЬ. ЭТО БЫЛ МАСТЕР СЦЕНЫ, СПОСОБНЫЙ ПОГРУЗИТЬСЯ В СВОЕГО ПЕРСОНАЖА ДО ПОЛНОГО РАСТВОРЕНИЯ. АКТЕР-УКРАИНЕЦ, СЫГРАВШИЙ МЕСТЕЧКОВОГО ЕВРЕЯ, КАК НИ ОДИН ЕВРЕЙ (ГОВОРЯТ, ДАЖЕ ВЕЛИКОМУ МИХОЭЛСУ НЕ УДАЛАСЬ ЭТА РОЛЬ!), УМЕЛ ПОДНЯТЬСЯ ОТ БУРЛЕСКА К ВЫСОТАМ АНТИЧНОЙ ТРАГЕДИИ! / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА ИМ. И. ФРАНКО
— В СМИ неоднократно поднимался вопрос о памятнике Ступке. Определились ли вы с проектом? Например, одесский скульптор Михаил Рева предлагает поставить на могиле Богдана Сильвестровича бронзовый дуб. Как вы к этому относитесь?
— Я считаю, что сейчас не до памятников. Ныне главная задача стоит сохранить целостность нашей страны. Да, была идея поставить монумент Ступке на народные деньги, но я считаю, что главный памятник артисту — память о нем, демонстрация фильмов и спектаклей с его участием на ТВ. Сегодня нужно собирать средства для нужд армии: на технику, бронежилеты для военных, которые защищают нашу страну, а не ставить памятники. Ныне вопрос стоит: быть или не быть единой, соборной, независимой Украине! Думаю, что и Сильвестрович в этом вопросе меня поддержал бы. А памятник... Думаю, что должно пройти время. Если честно, то я против памятников. Посмотрите, сейчас возле Театра им. И. Франко уже установлено четыре разных монумента: бюст Ивану Франко, композиция на скамейке Николаю Яковченко, Гнат Юра в роли Швейка, а перед входом на Камерную сцену сидит в кресле бронзовый Сергей Данченко... По моему, уже перебор, и памятник Ступке тут вовсе не нужен. Что касается идеи Ревы, то я проекта не видела. Остап прикидывал, что установка скульптуры на могиле может стоить от 50 до 100 тыс. долларов. Нет в нашей семье таких колоссальных денег, и я категорически против того, чтобы возводить на кладбище монументы.
— Франковцы свой 95-й сезон решили открыть в день рождения Ступки — 27 августа, и дирекция обещает открыть в театре памятный знак. Что это будет?
— Это будет рука в металле. Слепок был сделан еще при жизни Богдана Сильвестровича. Кстати, такая его рука установлена на Алее звезд в Варшаве. А в центральном фойе, при входе в Театр им. И. Франко, планируют поставить свой памятный знак — руку Ступки.
«ДАНЧЕНКО БЫЛ ДЛЯ БОГДАНА НЕ ПРОСТО ЕГО РЕЖИССЕРОМ, А СТАРШИМ ТОВАРИЩЕМ И БЛИЗКИМ ДРУГОМ»
— Данченко, став худруком Театра им. И. Франко, забрал из Театра им. М. Заньковецкой лишь двух актеров: Ступку и Розстального, которые пошли за своим режиссером, став костяком его творческой команды. А вы легко поменяли Львов на Киев?
— Я очень плакала и не хотела переезжать. Во Львовском театре оперы и балета проработала 16 лет, имела сольные партии, меня ценили, а тут пришлось менять не только город, но и коллектив. В Киевской опере выступала восемь лет. Знаменитый танцовщик Валерий Ковтун, которого Майя Плисецкая называла самым лучшим своим партнером, в ту пору руководитель балетной труппы нашей столицы, продлил со мной контракт, а вообще мой стаж балерины — 24 года. Первое время очень переживала, что меня не вводят в спектакли, т.к. привыкла много работать, но постепенно все наладилось, заняла свое место в труппе, активно выступала, получила орден «За заслуги». С теплотой вспоминаю свою работу на киевской сцене и, в частности, работу с замечательным хореографом Анатолием Шекерой. А Богдан Сильвестрович сразу окунулся в репетиционный процесс и дебютировал в Киеве в «Украденном счастье», где исполнял свою звездную роль Миколы Задорожнего. Данченко был для Богдана не просто его режиссером, а старшим товарищем и близким другом. Они после спектакля могли часами ходить по улице, обсуждая постановку, фантазируя и строя планы на будущее. Мне кажется, что Бодя мог за Сергеем Владимировичем даже на Северный полюс поехать. Хотя Сильвестрович работал со многими режиссерами: Стуруа, Гофманом, Занусси, Ильенко и др., но Данченко был самым любимым, и его спектакли стали костяком его творчества. А на хорошем фундаменте и крепкий театральный дом стоит. Для актера очень важно найти режиссера «одной группы крови».
— Традиционно вы смотрите все премьеры Театра им. И. Франко. Каким, на ваш взгляд, был нынешний сезон?
— Майдан, аннексия Крыма, а теперь необъявленная война России против Украины сильно повлияли не только на театральный сезон, но и на всю жизнь нашей страны. Думаю, при Богдане Сильвестровиче были б другие премьеры... Кстати, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, который поставила на Камерной сцене Т. Аркушенко и в котором потрясающе играет роль Аманды Вингфилд Ирина Дорошенко, задумывался еще при Ступке. Чеховская «Чайка» (режиссер В. Козьменко-Делинде) — тоже идея Богдана Сильвестровича (этот спектакль франковцы посвятили его памяти. — Т.П.). По задумке режиссера, в постановке должны были сыграть три поколения Ступок: Треплев — Дмитрий Ступка, Тригорин — Остап Ступка и Сорин — Богдан Ступка, но болезнь, а потом и смерть мужа внесла коррективы, и роль Петра Сирина теперь играет Лесь Заднепровский... Я смотрю спектакли, потому, что люблю Театр им. И. Франко и его актеров, и считаю своим, хотя никогда не выступала на этой сцене. С 1978 года, как мы переехали из Львова в Киев, франковцы стали для меня родными. Здесь видела легендарных актеров, замечательные спектакли, а сейчас пришло новое поколение. Отрадно, что многие артисты, которых взял в труппу Богдан Сильвестрович, ныне стали мастерами, получили звания, а его бывшие студенты хорошо себя зарекомендовали. Продолжил актерскую династию наш внук Дмитрий. Он с семи лет играет на этой сцене (дебютировал в «Снах за Кобзарем» в постановке В. Козьменко-Делинде, сыграв роль маленького Шевченко), а сейчас активно занят в репертуаре, и мне за него не стыдно. А что касается резонансных премьер франковцев, то под занавес сезона бьет рекорды по аншлагам «Моя профессия — синьор из высшего общества» — комедия, восстановленная Анатолием Хостикоевым. Этот спектакль с начала 1980-х, поставленный В. Оглоблиным, был долгое время визиткой франковцев. Думаю, что обновленная версия тоже надолго пропишется в театральной афише. Мне кажется, что такие спектакли, как «Синьор» нужны зрителям сегодня, чтобы отдохнуть и отвлечься от повседневного негатива.
«В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ГЛАДКО НЕ БЫВАЕТ, И ЖЕНЩИНЕ ЧАСТО НУЖНО БЫТЬ ДИПЛОМАТОМ»
— Вы можете поделиться секретом семейного счастья, прожив 45 лет вместе с гением? Как уживались две творческие личности?
— Терпение. Каждый день нужно начинать с чистого листа. Хотела бы сказать, чтобы не завидовали женам знаменитостей, не только в актерской профессии, но и среди ученых, политиков, художников, писателей, музыкантов... Жена должна быть хранительницей домашнего очага и помогать мужу. В семейной жизни гладко не бывает, и женщине часто нужно быть дипломатом, сглаживая углы, иначе ничего не будет. Должна быть теплота, чтобы муж чувствовал атмосферу любви. Хорошо делать две вещи одновременно — карьеру и строить семью не у всех получается. Я не могу сказать, что пожертвовала своим творчеством, просто для меня приоритетом являлось создание крепкой семьи. Вообще, счастье любой семьи — огромный труд, а если семья творческая, тем более. Таланту без поддержки не обойтись, и я во всем старалась помогать Богдану. Он был и остается моей самой большой любовью!
— Я помню, как Богдан Сильвестрович в одном из интервью рассказал о своей любви к вам и о том, что понял это, когда служил в армии, попав в госпиталь.
— Мы познакомились во Львове. Богдан потрясающе читал стихи, обожал театр, музыку, такой был интересный и веселый человек, ну как в такого не влюбиться! Он мечтал заниматься творчеством и вопрос о свадьбе у нас не стоял. Он уже играл в театре и как-то сказал мне: «Ты можешь помешать моему творчеству». Мы даже расставались из-за этого. А я говорила: «Богданчик, я всегда буду тебе только помогать»! Судьба сводила нас настойчиво, устраивая случайные встречи. Было время, что мы подолгу не виделись... Помогла нам встретиться ведущая певица Львовской оперы Т. Братковская (ученица легендарной С. Крушельницкой), узнав через отца Богданчика, что он в госпитале. Я пришла его проведать, принесла еду, а он переживает, что лицо перекосило, но все равно подшучивал. Смотрю и понимаю, что люблю и на его «фейс» внимания не обращаю... Потом уехала на каникулы в Баку, а через два месяца мы случайно встретились во Львове. Вообще наша жизнь — цепь случайностей. Когда мы поженились, то не имели квартиры, а у Богдана была комнатка 15 кв.м, но даже в шалаше я была бы с ним счастлива!
— Актерскую династию Ступок продолжили Остап и Дмитрий, а Устину и Богдана-младшего вы видите на сцене?
— Устиночка занимается танцами. Внучка хорошо рисует, у нее хороший голос. А Богданчик обожает из «Лего» делать фигуры, и мне кажется, что у него склонность к архитектуре, хотя есть и актерский дар, очень потешно старичка может изобразить. Младшему внуку всего семь лет, и говорить, кем он станет, еще рано. Мне очень жаль, что Устя и Богдан не помнят деда на сцене, а он остался у них в памяти в семейной обстановке. Богдан Сильвестрович обожал всех внуков. Дима жил у нас, и они с Бодей всегда были очень дружны. Устина и Богдан-младший почти ежедневно бывали у нас дома, мы вместе часто отдыхали на даче, на все праздники и дни рождения любили собираться за одним столом. А Дима уже молодой артист, профессионал. Его режиссером можно назвать Козьменко-Делинде, он играет в нескольких его спектаклях: «Жена есть жена», «Ромео и Джульетта», «Чайка», «Женитьба», а в планах — «Гамлет».
— Два года назад был создан Фонд Богдана Ступки. Он ныне существует?
— Ничего не знаю. Едва прошло 40 дней после смерти мужа, как на сайте международного благотворительного фонда «Меценаты отечества» появилось письмо, которое призывало увековечить память Богдана Ступки. Инициаторы акции, представители благотворительного фонда заявили, что планируют установить две скульптуры в Киеве и во Львове (хотя я повторюсь, что против памятника). Устроили настоящую PR-кампанию в СМИ, пошумели-пошумели, а сейчас все затихло...
Выпуск газеты №:
№130, (2014)Section
Культура