Жизнь - это борьба, а борьба - это настоящая жизнь.
Елена Телига, украинская поэтесса, публицист, деятель ОУН

Легенда украинско-польской эстрады

12 мая Ирэне Яросевич (Ренате Богданской) исполнилось бы 100 лет
12 мая, 2017 - 11:35
ИРЭНА АНДЕРС - 2000-е ГОДЫ

Имя этой женщины не только для широкой общественности, но даже для профессиональных музыкантов долгие годы оставалось неизвестным, ведь советской властью оно надолго было вычеркнуто из украинской истории.

Эта талантливая украинка родилась, училась и творчески росла в самые сложные для нашей страны времена, когда уничтожалось все родное. Родилась в сознательной патриотической украинской семье (отец — греко-католический священник, который был капелланом Украинских сечевых стрельцов на Прикарпатье в годы Первой мировой войны, мать — из знаменитого музыкально-священнического рода Нижанкивских).

ИРЭНА ЯРОСЕВИЧ - 1930-е ГОДЫ

Ирэна получила хорошее образование во Львове. Творческая стезя Ирэны Яросевич неразрывно связана с Богданом Весоловским, их объединяла первая юношеская любовь, а для него она была Музой (от этого рождались лучшие украинские песни 1930-х). На светлую память о Весоловском Ирэна взяла себе псевдоним Рената Богданская (по незабываемому на всю жизнь имени и песням). Но их супружеству не суждено было состояться, их разлучила на долгие годы Вторая мировая война.

Ирэна никогда и нигде не скрывала, что является украинкой, но брак с выдающимся польским деятелем, долголетнее пребывание в лагере польской военной эмиграции, которое совпало с пиком обострения украинско-польских этнических конфликтов, характерных для первой половины ХХ в., сузили круг ее общения с украинцами, которое начало восстанавливаться только в последний период жизни.

За год до смерти Богдана Весоловского, в 1970 году в Лондоне, Рената Богданская приняла активное участие в записи его альбома «Мрія», где были произведения, рожденные от их любви. Певица прожила 93 года, однако украинская песня, украинство были для нее вечной тоской вдали от Родины ...

ОДНОКУРСНИКОМ ИРЭНЫ ПО ФОРТЕПИАННОМУ КЛАССУ БЫЛ РОМАН ШУХЕВИЧ

Накануне распада Австро-Венгрии и провозглашения Западно-Украинской Народной Республики, в июне 1918 года, семья Яросевич вернулась в Прикарпатье, где отец Николай был капелланом Украинских сечевых стрельцов в Коломые, а затем повторно священником в селах Сапогово и Бринев неподалеку от Галича.

В 1926 году Яросевичи переехали во Львов, где отец Николай получил работу в церкви одной львовской психоневрологической больницы. Бойкая и веселая Ирэна принадлежала к Пласту, а ее брат Анатоль дружил со Степаном Бандерой и Романом Шухевичем, он был в Черноморском курене. А в конце 1920-х переехал в Прагу, которая тогда была центром украинской политической жизни.

Яросевичи росли в семье, где лелеяли художественные традиции и обычаи.

Во Львовском Высшем музыкальном институте им. Николая Лысенко Ирэна с огромным успехом училась сначала в фортепианном классе своего двоюродного брата — Нестора Нижанкивского (1893-1940), успешного композитора и пианиста с венским и пражским образованием; а затем в вокальных классах выдающейся украинской оперной певицы, в прошлом примадонны харьковской оперы Марии Сокол и Лидии Улухановой, тоже представительницы восточноукраинской вокальной школы.

Стоит сказать, что однокурсником Ирэны по фортепианному классу был будущий главнокомандующий УПА Роман Шухевич.

Из учебного года в год Ирэна Яросевич пела народные песни, романсы, оперные арии. Также участвовала в постановках отрывков из опер: «Фауст» Ш. Гуно (Маргарита), «Евгений Онегин» П. Чайковского (Татьяна), детских опер Ц. Кюи и

К. Стеценко (главные роли). Ей доверяли ответственные выступления на открытых академических концертах, в частности, празднику, приуроченному памяти композитора Ярослава Лопатинского. А на курорте в Черче даже выступила в одном концерте со звездой украинского драматического искусства — актрисой Лесей Кривицкой.

ДВЕ ЗВЕЗДЫ — ВЕСОЛОВСКИЙ И БОГДАНСКАЯ

На последних институтских курсах Яросевич впервые попробовала себя в эстрадном жанре как солистка джаз-оркестра Леонида Яблонского (Ябца), участниками которого были, в частности, Анатолий Кос (в будущем — композитор Анатолий Кос-Анатольский) и Богдан Весоловский (1915-1971). Ирэна пела их песни. Сейчас сложно сказать, сколько из рожденного Богданом было посвящением для Ирэны. По крайней мере, этот период для обоих был едва ли не самым счастливым в их творческой жизни.

Во второй половине 1930-х в Западной Украине засияли две звезды нового украинского джаза и танго: самобытный композитор Богдан Весоловский и певица Ирэна Яроcевич. Влюбленная девушка пела: «Серце тобою тільки мріє, Серце тобою лиш живе» ...

Вторая мировая война заставила их пойти разными путями. Весоловский уехал в Канаду, где продолжал создавать современную украинскую танцевальную музыку. Ирэна стала известной под сценическим псевдонимом Ренаты Богданской как польская певица и актриса.

«ТЕА-ДЖАЗ»

«Я воспитывалась во Львове в семье, где уважали и свято берегли художественные традиции. Моя мама прекрасно играла на фортепиано, ее родной брат был известным музыкантом. Конечно, я не могла не пойти в жизнь без музыкальной судьбы. Поэтому училась искусству пения и игры на пианино во Львовском музыкальном институте. Там начала и свои певческие выступления. Всегда любила и уважала оперное и музыкальное классическое искусство, но меня тянуло к такой форме сценической экспрессии, в которой бы отображались элементы сатирические ... Однако взрыв войны сломал все мои планы, и, конечно, как и у всех, всю жизнь», — вспоминала Ирэна. В 1940 году она стала солисткой популярного «Теа-джаза» (театрального джаза), созданного при областной филармонии преимущественно из числа музыкантов-евреев, которые, спасаясь от нацистов, прибывали во Львов из Польши. Руководил коллективом известный польский композитор Генрих Варс. «Теа-джаз» основали на смеси музыки, театра и оперетты, большую роль в котором играли вокальные номера и элементы спектаклей.

В 1940 году известные артисты и музыканты массово убегали от немецких оккупантов и оказались во Львове, правда, в тогдашнем большевистском логове. Однако советская власть достаточно снисходительно относилась к искусству и обращалась с беглыми  артистами довольно снисходительно. Легитимация артистов спасала жизни. Артистов ревью, к которым принадлежала также и Яросевич, разделили на четыре ансамбля, которые должны были ездить от Одессы до Сибири, чтобы пропагандировать искусство. Именно в тех выступлениях и родился псевдоним Рената Богданская. «Одиннадцать месяцев ездила с ансамблем известного композитора Генриха Варса. Думалось тогда: не было ли это способом нас всех уничтожить? Ведь условия повсеместно были ужасные», — рассказывала Ирэна Яросевич. В августе 1940 года «Теа-джаз» отправился в свою первую, а в марте 1941 года — во вторую гастрольную поездку по городам Украины и Советского Союза. Во время выступлений в Киеве Ирэна Яросевич вышла замуж за Гвидона Боруцкого — популярного певца довоенной Польши, а в Москве записала на грампластинке «Теа-джаза» на русском языке песню Генриха Варса «Первый знак». В 1942 году Ирена стала членом художественной единицы военного формирования генерала Владислава Андерса, которое организовывалось в СССР из числа польских селян и ссыльных (более позднее название формирования — II-й Корпус в составе английских войск). Так родился эстрадный театр Polska Parada и продолжилось творчество Ирэны Яросевич (Ренаты Богданской).

ГЕНЕРАЛ ВЛАДИСЛАВ АНДЕРС И ИРЭНА ЯРОСЕВИЧ–АНДЕРС

Она прошла все трудности военного пути армии Андерса от Тоцька и Бузулука, через Иран, Ирак, Палестину и Италию. Ансамбль с музыкальным оркестром под руководством Генриха Варса и его солистка Ирэна Яросевич (Рената Богданская) во время войны выступали перед персидским шахом М. Р. Пехлеви, во дворце короля Египта Фарука I, а затем — после победного боя на Монте-Кассино на вершине горы у монастыря спели легендарную песню «Красные маки на Монте-Кассино» вместо «Роси п’ють польську кров», которая имела невероятную популярность в Польше. Там она снялась в двух художественных фильмах — польском «Большая дорога» и итальянском «Незнакомый из Сан-Марино», в последнем играла рядом с Витторио де Сика и Анной Маньяни. Стоит сказать, что в Монте-Кассино Ирэна выступала со своим мужем Гвидоном Боруцким.

Кстати, в боях за Монте-Кассино в состав корпуса генерала Андерса входило около 5000 украинцев — волынян, полещуков, холмщаков, галичан и других. Большинство погибших украинцев похоронены на монументальном польском кладбище и на их происхождение указывают украинские фамилии, место рождения или кресты.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ПОЛЬСКОЙ ДИАСПОРЫ

В 1948 году Ирэна во второй раз вышла замуж. Ее избранником стал знаменитый генерал и политик Владислав Андерс (1892 -1970 гг.). Супруги переселились в Великобританию. У них родилась дочь Анна-Мария.

Ирэна Яросевич получила широкую известность среди польской эмиграции. Брак с генералом армии «Свободной Польши» сделал ее национальным символом. В Лондоне Ирэна Андерс стала первой леди польской диаспоры. Когда Польша окончательно избавилась от коммунистическое ига, Ирэна получила высшее признание от независимого польского государства.

ИРЭНА ЯРОСЕВИЧ–АНДЕРС, 1960-е ГОДЫ

Артистическая деятельность Ирэны протекала в рамках культурнического труда польской эмиграции, музыкальную мощь которой представляли имена Генриха Варса, Феликса Конарского, Марианна Гемара (два последних — авторы песни «Красные

маки ... »). Ирэна исполняла их ретро- и новые песни на концертах, музыкальных передачах «Радио Свобода» и ВВС (в 1958-1962). Выступала с концертами для польской диаспоры в Великобритании, Франции и Израиле. Записала приблизительно тысячу песен, около сотни из них вышли на пластинках ... Умерла Ирэна Яросевич (Ирен Андерс) 29 ноября в возрасте 93 лет от инфаркта. Похороны состоялись в Лондоне 8 декабря, откуда после панихиды гроб с ее телом перевезли на кладбище в Мортлейк, где кремировали . 21 мая ее прах был похоронен на итальянском кладбище в Монте-Кассино рядом с могилой мужа, Владислава Андерса.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В УКРАИНУ

В настоящее время имя Ренаты Богданской и ее творчество возвращается в Украину. Большую работу в этом направлении провели профессор Львовской музыкальной академии им. Николая Лысенко, известный специалист галицкой ретро-музыки Александр Зелинский. Не менее важную работу провел британец украинского происхождения, журналист Богдан Нагайло. Недавно он представил свой документальный фильм «Рената Богданская», отыскав украиноязычные записи певицы, отрывки из картин и неизвестные фотографии.

Михаил МАСЛИЙ. Фото из архива Богдана НАГАЙЛО
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments