«Лохвицкий Моцарт»
Синагога, церковь, театр и первые музыкальные опыты Исаака Дунаевского
Детство Исаака Дунаевского (1900—1955 гг.) проходило в очень благодатной культурной среде. Его не случайно называли «лохвицким Моцартом». Он рос вундеркиндом. Был любознательным, подвижным, общительным и с чутким сердцем. В шесть лет Исаак уже знал музыкальную грамоту, играл на скрипке и фортепиано.
Большую роль в развитии феноменальных музыкальных способностей Исаака сыграла его большая семья, в которой было шестеро детей. Братья Исаака — Борис, Михаил, Семен и Зиновий также стали музыкантами и композиторами, а сестра Зина выбрала профессию преподавателя физики.
Традиционно в более-менее богатых еврейских семьях довольно большое внимание уделяли музыкальному воспитанию детей. У Дунаевских этим особенно занималась мать Розалия Исааковна. Она замечательно играла на фортепиано, пела. Дед Исаака (по отцу) Семен был известным кантором в Лохвицкой хоральной синагоге (ее помещение до сих пор сохранилось). Он имел музыкальную и композиторскую одаренность. Обработки его богослужебных синагогальных песнопений и в настоящее время используются во многих странах. После проведения реставрационно-ремонтных работ лохвицкая городская власть должна открыть в прежней синагоге концертно-выставочный зал, а в доме, где родился И. Дунаевский, создать его музей-квартиру.
Талантливая семья Дунаевских часто устраивала домашние концерты. Играли на фортепиано, скрипках, гитарах. Рядом с классическими произведениями здесь звучала и еврейская музыка, которая отличается богатством мелодичной орнаментики, насыщена специфической ритмикой и характерной экспрессивной манерой исполнения.
В Лохвице, как и в других городах и местечках Украины, где оседло жили евреи, были популярными народные музыканты-клезмеры, которые выступали небольшими ансамблями с цимбалами, контрабасами, флейтами, кларнетами, скрипками. Они играли на свадьбах, баллах, ярмарках. Их приглашали также в украинские и русские семьи.
Хорошо развил музыкальные способности Исаака Дунаевского его домашний учитель Григорий Полянский, о котором композитор всегда вспоминал с особенным теплом. Он был служащим, высокопрофессионально играл на скрипке, блестяще исполнял произведения Г.Генделя, Ф.Шуберта, Ф.Листа, П.Чайковского. Именно Григорий Полянский приобщил юного Исаака к миру классической музыки, обогатил его знаниями о ней, о ее огромном значении в жизни человечества. Обучил сложной технике игры на скрипке.
В детстве Исаак Дунаевский также полюбил и украинскую духовную музыку, несмотря на то, что из соображения веры ему позволялось посещать лишь синагогу. Мальчик, по воспоминаниям современников, влезал на высокое дерево, которое было вблизи городского собора, и оттуда через открытые двери храма вслушивался в пение хора. На одаренного мальчика производила большое впечатление его богатая полифония. Друг детства Дунаевского Николай Перерва, у которого был красивый голос и который пел в церковном хоре, принес как-то ему партитуру духовного концерта «Дева десь» Дмитрия Бортнянского. Исаак был очень увлечен им и не раз наигрывал его на фортепиано.
Вообще, в те времена Лохвица очень славилась своими церковными хорами. В 1907—1909 годах соборным хором здесь руководил выдающийся дирижер, педагог, земляк лохвичан Нестор Городовенко (1885—1964 гг.), позже основатель и многолетний руководитель капеллы «Думка».
Уникальность города заключалась и в том, что здесь был настоящий театр, который размещался в помещении Народного дома и был возведен в 1901 году по проекту Василия Кричевского (не сохранился). Он вмещал до 500 зрителей. Имел красивую сцену, оркестровую яму, партер, балконы. С тех пор Лохвица стала театральным городом. Сюда всегда заезжали путешествующие театральные труппы из Полтавы, Киева, Одессы, Екатеринослава, Москвы, Петербурга.
Лохвицкий Народный дом (после войны — районный Дом культуры) с его незабываемыми спектаклями, концертами, встречами с писателями, художниками остался в щемящих воспоминаниях не одного поколения. В скверах можно было часто слышать и красивую игру бального оркестра, которым руководил музыкант Г. Лантух. А на сцене Народного дома выступали прославленные корифеи украинского театра Марко Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Наталья Ужвий и другие. При театре был и оркестр из местных музыкантов-любителей. Он давал также концерты оркестровой музыки, во время которых звучали произведения композиторов классиков как отечественных, так и западноевропейских.
Лохвицкую театральную труппу около двадцати лет возглавлял талантливый режиссер и музыкант Николай Дьяков. В его постановке шли пьесы Ф.Шиллера, Т.Шевченко, М.Кропивницкого, И.Карпенко-Карого. Здесь выступали со своими спектаклями и любители театрального искусства из чернухинских Пизныкив домашнего театра Русиновых, в которых было занято немало талантливых любителей. Поэтому Исаак Дунаевский не пропускал ни одного спектакля. Хорошо знал на память все музыкальные части из «Наталки Полтавки», «Запорожца за Дунаем», народные песни, которые бытовали на Лохвиччине и интерпретировал их в своей игре на музыкальных инструментах. Он впитывал богатую культуру еврейского, украинского и русского народов, что впоследствии отразилось в его большом творчестве в театрально музыкальном искусстве и кино. Кстати, начало киноленты «Веселые ребята» (в 1934 г.), для которой написал замечательную музыку композитор-классик, навеяно именно сценами из его детства.
Последующая студенческая и творческая жизнь Исаака Дунаевского была связана с Харьковом, куда переехала его семья. В 1919 году в связи с событиями гражданской войны, когда жизнь в городе осложнилась, Исаак приезжает на несколько месяцев в родную Лохвицу и погружается здесь в гущу культурно-художественной жизни. В частности, он выступает в местной газете «Известия» как публицист, пропагандируя музыкальную культуру и призывая современников овладевать всесторонними знаниями, уважительно относиться к художественным достижениям предыдущих поколений. Он также становится одним из организаторов Народного университета культуры и сполна отдается работе в нем, выступает с лекциями. Исаак Дунаевский также принимал участие в спектаклях местной театральной труппы. Ему даже пришлось играть роль врача Чебутыкина в пьесе А.Чехова «Три сестры». Лохвичанам очень нравилась виртуозная игра их прославленного земляка на рояле. Кстати, этот музыкальный инструмент, которому более 100 лет, в настоящее время сохраняется в Лохвицком краеведческом музее им. Г.Сковороды.
Лохвицкий период в жизни Исаака Дунаевского сыграл большую роль в его последующем творчестве, которое обогатило отечественное искусство высокими образцами разножанровой музыки ХХ века. К ней будет обращаться еще не одно поколение.
СПРАВКА «Дня»
Исаак Осипович Дунаевский родился 30 января 1900 года в маленьком городке Лохвица на Полтавщине. В 1910 году их семья переехала в Харьков, Исаака отдали учиться в гимназию и в консерваторию. Гимназию он окончил в 1918 году с золотой медалью, годом позже закончил консерваторию и устроился на работу в оркестр Харьковского русского драматического театра. Талантливый музыкант обратил на себя внимание режиссера театра — Синельникова, — и вскоре Дунаевскому было предложено написать музыку к одному из спектаклей. Дебют молодого композитора оказался удачным, и началось его восхождение к вершинам музыкальной славы. В 1924 году Дунаевский приехал в Москву, два года работал в эстрадном театре «Эрмитаж» заведующим музыкальной частью, затем, с 1926 по 1929 годы — в Московском театре сатиры. Там были поставлены его первые оперетты — «Женихи» и «Ножи». В 1929 году Дунаевского пригласили работать в Ленинград, где только что открылся эстрадный театр «Мюзик-холл». В 1932 году молодой композитор впервые соприкоснулся со звуковым кинематографом. Он написал музыку к малоизвестным теперь фильмам «Первый взвод», «Дважды рожденный» и «Огни». В 1934 году к композитору пришла всесоюзная слава, когда на экраны страны вышел фильм «Веселые ребята» с его музыкой. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936) и «Волга-Волга» (1938). К этому времени Дунаевский стал уже известным культурным и общественным деятелем, с 1937 по 1941 годы он возглавлял Ленинградский союз композиторов.
Во время Второй мировой войны Дунаевский был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников и со своим коллективом исколесил всю страну. После войны Дунаевский продолжает плодотворно работать. Его оперетты «Вольный ветер», «Белая акация», «Женихи» стали классикой советского искусства. В 1950 году Дунаевского ждал грандиозный успех после выхода фильма Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Песня «Каким ты был...» стала всенародным шлягером тех лет, а сам композитор и режиссер в 1951 году были удостоены Сталинской премии. Окрыленные успехом, И.Дунаевский и И. Пырьев приступили к новой совместной работе — «Испытание верности» (1953). Но повторить успех «Кубанских казаков» не удалось...
Исаак Дунаевский — автор 11 оперетт, 3 балетов, музыки к 28 кинофильмам и более 100 песен — скончался от сердечного приступа 25 июля 1955 года в Москве.
Выпуск газеты №:
№17, (2010)Section
Культура