«Лучшая постановка за последние годы»
Такой на родине Вагнера признали «Летючего Голландца» Донбасс Оперы
Донецкие артисты показали немецкой публике свою последнюю резонансную премьеру — оперу «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера. Гастроли прошли в театре города Швайнфурта.
После того, как «Летучий Голландец» покорил Донецк, Одессу, Львов и Киев, пришла очередь и меломанам из родины маэстро познакомиться и оценить постановку своей соотечественницы, режиссера Мары Курочки. Это был один из самых сложных экзаменов, который коллектив Донбасс Оперы успешно выдержал.
О том, что происходило на сцене, в зале и за кулисами Швайнфуртского театра, рассказывает генеральный директор Донбасс Оперы Василий Рябенький: «Я очень благодарен импресарио Александеру Янкову, с которым наш театр плодотворно сотрудничает в течение 10 лет, за возможность представить нашу постановку оперы «Летучий Голландец» за рубежом. Немцы — очень требовательная и сдержанная публика... Солисты, хор и оркестр — все были в хорошей профессиональной форме. Больше всего волнений вызывала техническая сторона постановки. Это связано, прежде всего, с особенной наклонной конструкцией помоста (имитация корабельной палубы), с опусканием и поднятием якоря и стенки комнаты Зенты. Декорации нужно было приспособить к сцене Швайнфуртского театра. Во-вторых, приходилось перестраивать видеопроекцию, учитывая особенности новой сцены. Но все четыре спектакля прошли с аншлагами. Как сознался технический директор Швайнфуртского театра господин Томас, «Донбасс Опера показала высокий профессионализм. Зрители аплодировали стоя. А это, безусловно, победа»!
На родине Р.Вагнера немецкая критика признала постановку оперы «Летучий Голландец» Донецкого театра оперы и балета им. А.Соловьяненко наилучшей за последние годы.
Отдельной благодарности заслуживают работники художественно— постановочной службы театра, которые не просто помогали монтировать сцену, а охотно работали наряду с монтажниками сцены Донбасс Оперы.
Кстати, международная постановка оперы «Летучий Голландец», в рождении которой приняли участие мастера с Украины, Австрии, Германии и России, выдвинута на получение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в номинации «Театральное искусство». Номинанты: художественный руководитель украинско-немецкого культурного проекта «Летучий Голландец» Василий Рябенький, режиссер-постановщик оперы Мара Курочка (Германия), дирижер-постановщик Василий Василенко, хормейстер-постановщик Людмила Стрельцова и артистка Татьяна Плеханова — исполнительница главной партии Зенты.
Обратите внимание на красноречивую историческую параллель. Рихард Вагнер и наш великий украинский поэт Тарас Шевченко — были современниками. Каждый из них проникался героикой и болью своего народа, каждый из них отобразил в своем творчестве народное величие и непоколебимость духа, который внутренне связывает имена двух титанов. Поэтому спектакль донецких актеров — достойный подарок к 200-летию обоих гениев человечества!
— Фееричная легенда в опере Вагнера трансформировалась в суровую драму бытия. В спектакле Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А.Соловьяненко прочитывается режиссерская попытка Мары Курочки (Германия) почувствовать своеобразную сущность оперной атмосферы, что витиеватыми кружевами окутывает Корабль бытия-небытия, эту Лодку Вечности — как можно назвать «Летучего Голландца». Крепкой паутиной рыбацкой сети символично опутаны персонажи действа, попав в ловушку извечных жизненных иллюзий, — с восхищением делится впечатлениями о спектакле Оксана ТОРОПОВСКАЯ, пианистка (Львов). — Музыкальный фон спектакля — бурно— динамический, использованы колористическо-экспрессивные краски, которые ярко характеризуют изменения природных стихий, настроений и драматичных коллизий в жизни персонажей.
Оркестр и хор Донбасс Оперы (дирижер-постановщик В.Василенко и хормейстер — Л.Стрельцова) демонстрируют чрезвычайно высокий уровень профессионального мастерства, тонкое ощущение стиля, прекрасное владение техникой.
Отдельной строкой в крупноформатной и разносторонней подготовке будущего спектакля стоит сотрудничество театра с Генеральным консульством Германии в Донецке, Гете-институтом в Киеве, Посольством ФРГ в Украине и Международным обществом Рихарда Вагнера. А основателем и идеологом этого масштабного международного проекта выступил главный дирижер Донбасс Оперы Василий Василенко, который вынашивал этот замысел на протяжении пяти лет! Вместе с художественным руководителем проекта Василием Рябеньким экзотичный Вагнеровский побег превратился в могучее дерево в саду отечественного оперного искусства.
Спектакль отвечает масштабному Вагнеровскому мышлению. В постановке задействованы значительные ресурсы: человеческие (в спектакле принимает участие около 300 человек), технические (самый современный видеопроектор BARCO — его имеет лишь этот театр, а на гастролях, которые прошли в Одессе, Львове и Киеве, — его аналог) и, конечно же, материальные (на эту грандиозную постановку средства спонсировала компания СКМ).
Настоящий восторг зрителей вызывает виртуозная работа видеосценографического дуэта из Германии — Момме Хенрихса и Торге Меллера. Их новации органично вписались в Вагнеровскую атмосферу спектакля. Тонкой изобретательностью и безудержной фантазией отличается созданный художниками пространный образ моря в разных интерпретациях. Замечу, что, кроме вышеназванных немецких коллег-сценографов, режиссер-постановщик проекта Мара Курочка (кстати, имеет украинские корни) вместе с Филиппом Штольцем именно сейчас заняты в Берлине постановкой оперы Верди «Трубадур».
Постановку донецких артистов нужно видеть, чтобы убедиться, что это действительно фееричное действо — в Украине такого еще не было! Напомним, «Летучий Голландец» снова зазвучит на донецкой сцене 7 февраля.
Выпуск газеты №:
№224, (2013)Section
Культура