Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Львов зазвучал...

Среди более чем 25 событий фестиваля, знаковыми и особенными стали концерты с участием четырех симфонических оркестров с уникальными программами
15 августа, 17:04

Когда в 2017 году Оксана Лынив впервые проводила фестиваль, основным условием формирования программы и проведения LvivMozArt стало наличие профессионального симфонического оркестра во Львове, его многолетний опыт в самых разнообразных музыкальных жанрах. Подобно традициям других крупных европейских фестивалей, таких, как Вагнеровский в Байройте или Зальцбургский, которые свои программы формируют на участии мощных и известных  симфонических оркестров, арт-директор феста и дирижер Лынив тогда сделала ставку на львовский оркестр «INSO-Львов». И не ошиблась. Во время первого и второго фестиваля они вместе сделали по четыре разные по  жанрам и стилям концертные программы. В этом году, после 130 часов репетиций (ежедневно по 8 часов!), на сценах фестиваля публика приветствовала «INSO-Львов» три раза.

INSO-ЛЬВОВ: ЭФФЕКТНО И НЕОЖИДАННО

Первый — чрезвычайно мощный и важный по своей миссии концерт памяти Йозефа Рота в Бродах. В сопровождении оркестра INSO-Lviv впервые в Украине прозвучала масштабная Третья симфония Kaddish Леонарда Бернстайна. Это сложное и величественное произведение на грани гениальности, и прозвучало оно в Бродах на грани гениальности всех его исполнителей: от оркестра INSO-Lviv под руководством Лынив до Южноафриканской сопрано Пумезы Мацикизи и чтеца-декламатора швейцарки Сунны Меллез. Плюс мужская хоровая капелла «Дударик», в которой самому молодому артисту только 5 лет: «Гордость, радость, счастье — этими словами могу описать свои впечатления от сотрудничества с Dudaryk Choir в этом концерте, — говорит председатель правления оркестра INSO-Lviv Иоланта Пришляк. «Мы гордимся, что такой коллектив есть во Львове — они преданно работают во славу Львова и Украины. Они искренние, задорные, открытые и мегапрофессиональные! Браво, «Дударик!». Но и браво, оркестр INSO-Lviv, который очень  филигранно вошел в это сакральное произведение, жанр, стиль, атмосферу и стал единым целым с солистами, хором, видеоинсталляциями и даже  руиной синагоги, что, как живой свидетель трагических событий, предстала правдивой кулисой художественного действа.

Оперный гала-концерт с участием той самой «темнокожей Каллас» — Мацикизы и таиландского тенора Нуттапорна Туммати показал INSO-Львів в качестве блестящего интерпретатора классических опер Бизе, Верди, Пуччини, Чайковского, Дворжака, Масканьи, Гольдмарка и патрона фестиваля Франца-Ксавера Моцарта.

Третья фестивальная программа INSO-Львів на сцене Львовской оперы оказалась весьма эффектной и в каком-то понимании — неожиданной, поскольку была посвящена музыке определенного региона с акцентацией именно на его самобытности и ексклюзивности — Галичине. Galician Style — не менее эффектное название, чем контент этого концерта, который состоял из произведений Левка Колодуба, Мирослава Скорика, Василя Барвинского и Леонида Грабовского. Все четыре прозвучавших произведения, —  «Украинская карпатская рапсодия» Колодуба, «Гуцульский триптих» Скорика, концерт для ф-но с оркестром Барвинского и кантата «Четыре украинских песни» Грабовского, — конечно, имели присущий этому региону колорит. И если концерт Барвинского прозвучал достаточно «спокойно» в пределах европейскости и реверансов в сторону рахманиновськой традиции фортепианных концертов, то произведения Скорика, Грабовского и Колодуба просто разорвали сознание этим уникальным звуковым колоритом Западной Украины, ее горных ритмов, темпов, инструментов, безумным напором. И здесь INSO-Львів тоже отличился прекрасной оркестровой техникой, выразительностью, пониманием всех нюансов, считыванием всех композиторских ремарок вплоть до какого-то нового звучания и трактовки, например, в легендарном «Гуцульскому триптихе» Скорика. Моментами мощь оркестра, казалось, накрывала не только зал, но и весь Львов. Вся программа вместе, абсолютно четко является экспортным вариантом, который должен услышать весь мир, чтобы понять не только музыкальную культуру Украины, но и о ее духе,  темпераменте, характере, чувственности и страсти, жажде к свободе и воле к творчеству.

Оксана Лынив, будучи в восторге от оркестра уже третий год плодотворного сотрудничества, отмечает подход музыкантов к работе: «Они живут этим оркестром! Чувствуется очень сильно, что все работают на результат и качество. Если вдруг музыканты оркестра чувствуют, что что-то недоработано, принимается единогласное решение, что все остаются и работают столько времени, сколько нужно. Это явление в Европе или других коллективах практически отсутствует». В контексте этой цитаты, отдельный респект концертмейстеру оркестра Евгению Круку, который готовил оркестр к приезду Лынив, разбирал программу, проставлял штрихи, погружал музыкантов в такой разнообразный мир каждого из композиторов, которые прозвучали в этом году в версии INSO-Львов.                          

Недаром на этот оркестр уже обратил внимание телеканал MEZZO, который как-то уже транслировал его выступление, а известный  английский лейбл Toccata Classics осуществил запись Paganini by Arrangement — все 24 каприса Николо Паганини в обработке Мирослава Скорика для большого симфонического оркестра именно в исполнении INSO-Львов, после чего радио BBC  из 500 дисков  отобрали именно этот диск как один из лучших с рекомендациями слушателям.

БАВАРСКИЕ ВУНДЕРКИНДЫ

Еще одним неожиданным драйвом оказалась программа Баварского молодежного симфонического оркестра из произведений Брамса, Малера и Рихарда Штрауса. Ведь  этот оркестр из юных музыкантов, в возрасте от 13 до 20 лет в составе 110 человек буквально на первых тактах заставил забыть о столь юном возрасте оркестрантов. Музыканты виртуозно и даже с каким-то особым шармом под руководством швейцарского дирижера Николаса Раусса продемонстрировали публике свою абсолютную зрелость и понимание того, что играют и о чем. В целом, Баварский молодежный оркестр — это прекрасный образец получения обстоятельного опыта в большом симфоническом оркестре в форме совместного музицирования, существующий уже почти 45 лет. Юные музыканты встречаются три раза в год во времена школьных каникул для репетиций, мастер— классов, досуга и фестивальных концертов, как, к примеру, LvivMozArt. Удивительно, как эти ангельские лица, иногда совсем детские, интерпретировали так всеобъемлюще философию, заложенную в «Трагическую увертюру» И. Брамса, драматичные, с оголонным нервом  «Песни стравнствующего подмастерья» (безукоризненная в профессиональном понимании солистка меццо-сопрано Наталия Боева)  и, наконец  симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Г. Штрауса. Последнее произведение вообще никогда не звучало в Украине, остальные — очень редко из-за своей сложности, но считаются шедеврами мирового репертуара. Потрясающе согласованные, тонкие, выразительные, объемные, с прекрасным проникновением во внутреннюю суть этой сложной музыки.

UKRAINIAN FESTIVAL ORCHESTRA: ОСТРОУМНО И НЕОБРЕМЕНИТЕЛЬНО

В этом году #LvivMozArt учел и потребности самых молодых — будущей публики главных концертов и проектов фестиваля. Ведь публику нужно воспитывать сызмальства. MozArtKids «Путешествие Моцарта в Прагу» — это концепт интерактивного детского концерта, разработанный европейскими музыковедами Беттиной Бютнер-Крамер и Лилиан Ген для оркестра Венской филармонии. Эта познавательная и образовательная музыкальная программа получила большой успех и неоднократно была представлена разными оркестрами Европы. На LvivMozArt ее продемонстрировал Ukrainian Festival Orchestra под руководством дирижера Наталии Стець. Этот оркестр, состоящий из молодых музыкантов, вырос с камерного — Collegium Musicum, который организовал дирижер Иван Остапович и культменеджер Тарас Демко. В начале 2018 года коллектив пережил фундаментальное обновление, коснувшшеся состава, репертуара, главной идеи и отразилось в названии — Украинский Фестивальный Оркестр. Поэтому молодость и гибкость оркестрантов позволила им отдаться прекрасной игре в предложенных обстоятельствах и подарить малышам доступное и увлекательное знакомство с инструментами оркестра, произведениями Моцарта — легко и виртуозно исполненную «Пражскую симфонию» и увертюру к «Свадьбе Фигаро», дуэтные отрывки из разных произведений композитора, исполнить вместе с детьми веселые задания и узнать всевозможные симпатичные детали о жизни Моцарта. Это было мило, остроумно, изобретательно, продуманно до пустяков и не обременительно для совсем маленьких любителей классики.

YSOU: ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД

Молодежный симфонический оркестр Украини/ysou удостоился чести закрывать LvivMozArt  исполнением кантаты «Первый весенний день» Франца-Ксавера Моцарта и симфонии No 9 Людвига ван Бетховена под руководством своей основательницы Оксаны Лынив и с участием лучших украинских солистов — Сусанны Чахоян, Сергея Магеры, Ирины Житинской, Назара Тацишина. Создание этого оркестра всего лишь три года назад инициировали немецкие институции — BeethovenFest Bonn, Федеральный молодежный оркестр Германии, Deutsche Welle, а также фестиваль LvivMozArt. Коллектив объединяет самых талантливых молодых музыкантов в возрасте от 12-ти до 22 лет со всех уголков Украины. В этом году на сцену Львовской Оперы в составе оркестра вышли музыканты из Киева, Львова, Харькова, Винницы, Днипра, Северодонецка, Тернополя, Кривого Рога, Черновцов, Донецка, Ужгорода, Херсона. Именно в таком составе оркестр выступал впервые, сорвав длительные овации. «Ода к радости», которая прозвучала кульминацией концерта и всего фестиваля и которая уже 200 лет является музыкальным  призывом к единению людей ради мира, поставила логическую точку.

Оркестры очень важная составляющая любого фестиваля классической музыки международного уровня. Особенно когда его основатель и арт-директор — дирижер с мировым именем и безукоризненной репутацией. LvivMozArt  из года в год выдает  на гора много интересной симфонической музыки, часто звучащей в Украине впервые, открывает имена композиторов прошлого и современности, формирует уникальные программы, дает возможность на этих программах и произведениях совершенствоваться музыкантам оркестров (например, INSO-Львов, который только за этих 3 года просто безумно вырос в профессиональном плане), создавать новые оркестровые бренды и указывать перспективы. Наконец, воспитывать современную продвинутую публику, привлекать туристов,  пропагандировать классическую музыку.  Это великая миссия и кропотливый труд. И это лишь один, хотя и очень важный аспект и следствие грандиозного, девятидневного LvivMozArt.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать