Перейти к основному содержанию

«Люблю диалог со зрителем»

1 ноября главному режиссеру Львовского Театра им. М.Заньковецкой Федору Стригуну исполняется 80!
31 октября, 10:38
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Творческий путь Федора Николаевича длится уже пятьдесят восемь лет (из них 54 — в Театре им. М.Заньковецкой), а его актерские и режиссерские достижения считаются художественным лицом национального театра. Свыше ста ролей в театре и свыше двадцати — в кино, семьдесят одна постановка на театральных подмостках Львова, Ивано-Франковска, Тернополя и Луцка. Среди особенных заслуг Стригуна — спектакли по произведениям незаслуженно забытого композитора Ярослава Барнича — «Шарика» и «Гуцулка Ксеня».

«СЦЕНА — МОЙ КУМИР, ТЕАТР — СВЯЩЕННЫЙ ХРАМ»

— Во-первых, в театральный институт я поступал дважды. Очень благодарен профессору Владимиру Александровичу Нелли, который признал меня, сельского 17-летнего парня, перспективным и взял к себе в науку, — вспоминает Ф. СТРИГУН. — Он увидел, каким я буду через 10 и 20 лет: и актером, и режиссером. Вторым определяющим событием стало то, что я пришел именно в Театр им. М. Заньковецкой. Третье — когда нашел в себе мужество взять на себя художественное управление театром. В моей жизни были только запорожский и львовский периоды.

Театр для меня — это... как у Карпенко-Карого: «Сцена — мой кумир, театр — священный храм»! Считаю, что в театре есть исповедь, очистка, познание жизни, понимание жизни, отношение к жизни, направление своей жизни. Я отношусь к театру не как к искусственному, а как к жизни. Хотя прекрасно понимаю, что в театре все моделируется. И мне очень близка фраза Шекспира «Мир — театр», и пушкинская «Над вымыслом слезами обольюсь»... Люблю живое слово, живую связь со зрителем. Люблю диалог со зрителем, живое искусство. Люблю незафиксированное. Может, именно в этом причина моей преданности театру, потому что он, как ни одно другое искусство, не зафиксирован и очень быстротекущий. Можно играть одно и то же представление 500 раз, и все они будут разными.

«АКТЕР, РЕЖИССЕР, ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР — ЭТО ВСЕ В ОДНОМ ЛИЦЕ»

Игорь КОЖАН, генеральный директор Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого:

— Стригун — это значительная история украинского театра в целом и Национального театра им. Марии Заньковецкой, в частности. Также Федор Николаевич — большая часть нашей украинской культуры.  Наверное, а особенно для львовян, ассоциация с заньковчанами — это, в первую очередь, Федор Стригун: актер, режиссер, главный режиссер — это все в одном лице. Он всегда отдавал себя театру, тем ролям, которые готовил и показывал на сцене, и мы воспринимали, воспринимаем и будем воспринимать как актера наивысшего уровня.

Вспомним празднование 100-летия Театра Заньковецкой «Перші 100 років», во время которого в Национальном музее во Львове экспонировалась  выставка из Музея театрального, музыкального та киноискусства Украины, где было очень много фото и других экспонатов, связанных с Ф. Стригуном. 

«ДРУГИЕ ЕРШИНЫ ФЕДОРОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ НЕ ПРЕОДОЛЕНЫ»

Владимир ЯКИМЕЦ, художественный руководитель вокальной группы «Пиккардийская терция»:

— Это одна из знаковых фигур культуры Львова, человек, на котором достаточно долго и на должном уровне держится Театр им. М. Заньковецкой, — со своими премьерами, хитами, которые в репертуаре, и поисками чего-то нового. Кроме того, я думаю, что пану Федору только за его непревзойденный дуэт с Иваном Миколайчуком (фильм «Пропала грамота») уже можно было ставить памятник! Стригун всегда был великим украинцем — и в те времена, когда это было немодно, и в те времена, когда это было модно. Для него неважно — модно или немодно, это просто состояние души. Таким его родили, воспитали, взлелеяли родители. В конечном итоге, я очень хороший друг его сына — Назара. Мы очень давно знакомы — еще со школы. И те же качества и пан Федор, и пани Таисия передали Назару, за что я их тоже очень благодарю.

Я считаю, что 80 лет для человека, который еще имеет полно энергии, это, конечно, — не начало пути, но точно не его окончание. Уверен, что еще другие свершения, еще другие вершины Федором Николаевичем не преодолены.

«ГОРДОСТЬ ЛЬВОВА»

Андрей КОЛОТАЙ, заведующий сектором экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведение НАН Украины:

— Федор Николаевич, как бы пафосно это не звучало, еще при жизни стал легендой. Возможно, не до конца это осознаем, потому что видимся со Стригуном почти ежедневно — встречаемся в театре, ходим по одним улицам, можем запросто пообщаться. Больше полвека, работая в театре, он подарил зрителям немало интересных спектаклей — и как актер и как режиссер. В нем четко прослеживается стержень украинства, наш идентичность. Конечно, театр — живой организм. Время не стоит на месте, появляются новые стили, режиссеры, новое направление подачи материала, новые реалии восприятия. Но мы не можем отрицать, что время Стригуна — это целая эпоха... Для меня лично Стригун — это гордость Львова. Сравниваю его с Возницким, Овсийчуком, Калинцом. Они  пытались сделать мир лучшим. И именно на таких фанатах держится украинская культура.  

«СПОДВИЖНИК ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Роман ЯЦИВ, историк искусства, проректор Львовской национальной академии искусства:

— Для каждого львовянина, который чувствует и ценит экзистенцию родного города, фигура Федора Стригуна является одной из колонн, что держит на себе величавое символическое здание культуры. Этот выдающийся сподвижник театрального искусства — актер и режиссер, администратор и педагог, общественно-культурный деятель — имеет свою интонацию голоса, вибрации которого передаются разным интеллектуальным средам для связывания творческой воли, на преодоление ситуативных морально-этических кризисов, настроений апатии и, нередко,  цинизма определенной части социума. С опытом «прочтения» роли Федора Стригуна в динамике культурно-художественных событий во Львове и в Украине в целом за последние три-четыре десятилетия мне видится его творческое кредо создавать в человеке величественное и настоящее, чувственно сильное и масштабное. Стригун — это характер, Стригун — это духовная мощь, это искренность восхищения к национальной классике, к «затерянности» украинской мечты, что так драматично вторит в лирических и героических образах персонажей, которых он «сконструировал» как режиссер по материалам большой книги и театральных корифеев.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать