Перейти к основному содержанию

Любовь и свобода

В Театре им. И.Франко состоялась бенефисная премьера «Леса» (постановка Д. Богомазова)
19 октября, 16:55
22 ОКТЯБРЯ СОСТОИТСЯ ВТОРОЙ ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ «ЛЕС». НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО: ОЛЕГ СТАЛЬЧУК (ВОСЬМИБРАТОВ) И АНАТОЛИЙ ХОСТИКОЕВ (НЕСЧАСТЛИВЦЕВ) / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Идея поставить «Лес» по  одноименной пьесе классика мировой драматургии Александра Островского на главной драматической сцене нашей  страны витала давно.  Этот спектакль, еще до премьеры, расценивался театралами, как бенефис ведущих артистов-франковцев Наталии Сумской в роли Гурмижской и Анатолия Хостикоева в роли Несчастливцева.

Для режиссера-постановщика Дмитрия Богомазова в создании сценической версии отправной точкой стала откровенная театральность. Ведь  Островский  — «яркий актерский автор», который дает возможность создания неординарных характеров. К тому же, в пьесе одними из главных персонажей являются актеры. Именно они, разыгрывая окружение, переводят сюжет из трагедийной плоскости в комичную. Эти благородные рыцари сцены принуждают действующих лиц стать непосредственными участниками их спектакля, их игры, которая ломает систему постоянных правил и дарит человеку свободу, способность удивляться, влюбляться, быть самим собой.

В постановке  Д. Богомазова количество хороших актерских работ не ограничивается этими двумя звездными для нашей сцены фамилиями. Можно поздравить с хорошими работами Василя Башу (Счастливцев) и Ксению Башу-Довженко (Аксинья). Собственно, как можно поздравить и коллектив Национального театра им. И. Франко с творческой удачей.

Хотя оценки новой работы Дмитрия Богомазова у критиков и публики оказались полярными, что обычно и характеризует неординарные художественные произведения. Попробуем разобраться в природе полярности суждений по отношению к «Лесу». С одной стороны, не может не радовать прекрасное владение формой, режиссерская фантазия, умение придумывать и воплощать на кону не просто эффектные, но и выразительные для раскрытия содержания, образные мизансцены. Из другого, огорчает присущее режиссеру преимущество формальных решений над жизнью человеческого духа.

Благодаря давнему творческому содружеству Дмитрия Богомазова с  интересным сценографом Александром Другановым, в спектакле много удачных, иногда блестящих находок и мизансцен. Например, там где у Островского действие происходит в беседке или на скамье, в спектакле очень изобретательно обыгрывается лодка, благодаря чему сцена встречи Несчастливцева с Аксиньей набирает не только внешней динамики, но и внутреннего драматизма (конечно, в этом также есть заслуга и актеров). Не просто эффектной, но и преисполненной содержания, важного для понимания сути всего спектакля, есть сцена, где Гурмижская поет оперную арию, которую следом за ней пытается промурлыкать и молодой альфонс Буланов (Александр Форманчук), — лишенное живого импульса мертвое академическое искусство здесь противопоставляется бурлеску живых импровизаций Несчастливцева и Счастливцева, которые прекрасно исполняются как отдельные эстрадные номера Анатолием Хостикоевым и Василем Башей.

И здесь, собственно, мы подходим к проблеме, через которую, на наш взгляд, часть публики (и даже рецензентов) будет критиковать «Лес»: яркие, эффектные элементы формы не всегда должным образом крепко скрепленные единым содержанием, которое пронизывало бы весь спектакль от начала до конца. Из-за этого половина первого действия провисает, распадаясь на отдельные эпизоды, лишенные внутреннего напряжения, которое в спектакль (или в фильм) всегда привносит четко заявленная и выстроенная история. Те украинские режиссеры, которые протестуют против аморфности, формальной невыразительности, отсутствия стилевой и жанровой определенности в спектаклях многих своих коллег, часто делают крен в противоположную сторону. И в поисках стильной, выразительной формы забывают о том, что режиссура, в сущности, является ничем другим, как умением захватывающе и убедительно рассказывать истории. Этим иногда  грешит  Д. Богомазов, который может принести в жертву ясность, внутреннюю связность истории внешним формальным, пусть и эффектным находкам. В результате тот же «Лес», хоть в нем и прочитывается режиссерская мысль, распадается на монтаж ярких аттракционов, плохо связанных единственным сквозным действием.

«Лес» выглядит достаточно приличной режиссерской работой. Тем более, что извечная злободневность пьесы усиливается нашей, близкой к трагизму общественной ситуацией, в которой культивируются деньги, неискренние отношения из расчета. Богомазов поставил спектакль о том, что настоящей жизненной ценностью являются не деньги, не имения, а любовь и воля. И если это не просто теоретически поймет, а примет как жизненное кредо хоть один зритель, то франковский «Лес» свою задачу выполнит сполна. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать