Перейти к основному содержанию

«Ма Гоцзюнь. Искусство каллиграфии»

Так называется выставка современного китайского мастера, которая открывается сегодня в Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко
19 марта, 16:39
КАЛЛИГРАФИЯ ПРЕПОДНОСИТ ГРАФИЧЕСКУЮ КРАСОТУ ИЕРОГЛИФОВ. ЭТО ИСКУССТВО ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ ВИДОМ МЕДИТАЦИИ, В КОТОРОМ ХУДОЖНИК ЗАНОВО ОТКРЫВАЕТ ГАРМОНИЮ СОБСТВЕННОГО «Я», ВСТУПАЯ В ОБЩЕНИЕ СО ВСЕЛЕННОЙ

Экспозиция представлена 23 каллиграфическими свитками, выполненными в традиционной манере известным современным мастером Ма Гоцзюнь. Свитки содержат цитаты древних мыслителей: их размышления о самоусовершенствовании, социальной гармонии и управлении государством актуальны спустя и тысячу, и тысячу пятьсот лет. Откроет вернисаж Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Украине Чжан Сиюнь.

До настоящего времени точно неизвестно, когда впервые возникли китайские иероглифы. Есть сведения, что это было во времена династии Инь (1401—1122 гг. до н.э.), но существует легенда о том, что китайские иероглифы изобрел историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе четыре тысячи лет тому назад.  

«Цан Цзе изобрел иероглифы, и по этому случаю Небо осыпало землю просом, а злые духи рыдали по ночам», — так говорится в легенде.

Известный ученый и каллиграф эпохи династии Тан (618—907 гг. н.э.) Юй Шинань так сказал об изобретении Цан Цзе: «Он создал шесть видов иероглифических черточек, взяв как образец контуры гор и потоков, рек и морей, следы дракона и змеи, птиц и зверей».

Самые древние китайские иероглифы писали на черепаховых панцирях и костях быка. Их называют «цзягувень», что дословно переводится как «текст на панцире и костях». Впоследствии, после появления технологий выплавки бронзы, китайские иероглифы начали писать на бронзовых сосудах. Они назывались «цзиньвень», что означает «текст на бронзе».

В ходе развития иероглифического письма начали появляться разные стили каллиграфии, такие, как: «чжуань», «лишу», «син», «цао», «кай» и др. Позднее каллиграфия превратилась в вид искусства со своими строгими правилами. Например, каждый китайский иероглиф должен обязательно вписываться в квадрат определенного размера, черточки иероглифа должны строго писаться сверху вниз и слева направо, сначала пишутся горизонтальные черточки, а затем — вертикальные, и так далее.

Интересно, что в Китае и до сих пор считается, что каллиграфия отображает качества и характер человека! В древние времена люди, нанимавшиеся на работу, показывали не резюме, как в настоящее время, а свою каллиграфию, по которой работодатель и судил — брать этого человека, или нет.

Сегодня невозможно точно определить, сколько идеографических знаков насчитывает китайское письмо. Среднестатистический китаец использует в своем языке несколько тысяч иероглифов. Грамотным считается человек, который понимает значение 1,5—3,5 тысячи иероглифов! В попытке подсчитать точное количество китайских иероглифов мнения языковедов разошлись. Одни называют цифру 40 тысяч, другие — 70. Большинство иероглифов используются только в текстах классической народной литературы.

Как рассказали «Дню» организаторы, в рамках выставки ежедневно до 30 марта (15.00—16.00) Чжай Цзицзюнь, молодой каллиграф стиля «су-мо», будет проводить для всех желающих мастер-классы по китайской каллиграфии.

Организаторами выставки выступили:

Посольство КНР в Украине, просветительский отдел;

Институт Конфуция при Киевском национальном университете им.Тараса Шевченко и Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.

Фотоиллюстрация предоставлена пресс-службой Музея Ханенко

СПРАВКА «Дня»

Ма Гоцзюнь родился в 1953 году в провинции Ганьсу. В настоящее время возглавляет Академию живописи провинции Ганьсу, а также Ганьсуйский институт каллиграфии; профессор, вице-глава Ганьсуйского союза каллиграфов и глава комиссии по искусствам. Он — преподаватель каллиграфии в Академии искусств университета Цинхуа, научный руководитель студентов-магистрантов Шеньчженьского университета, возглавляет комиссию по рассмотрению вопросов государственного значения в общегосударственном проекте министерства культуры КНР по поддержке выдающихся деятелей академии живописи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать