«Ма Гоцзюнь. Искусство каллиграфии»
Так называется выставка современного китайского мастера, которая открывается сегодня в Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко![](/sites/default/files/main/articles/19032014/12photo1.jpg)
Экспозиция представлена 23 каллиграфическими свитками, выполненными в традиционной манере известным современным мастером Ма Гоцзюнь. Свитки содержат цитаты древних мыслителей: их размышления о самоусовершенствовании, социальной гармонии и управлении государством актуальны спустя и тысячу, и тысячу пятьсот лет. Откроет вернисаж Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Украине Чжан Сиюнь.
До настоящего времени точно неизвестно, когда впервые возникли китайские иероглифы. Есть сведения, что это было во времена династии Инь (1401—1122 гг. до н.э.), но существует легенда о том, что китайские иероглифы изобрел историограф небесного императора Хуанди по имени Цан Цзе четыре тысячи лет тому назад.
«Цан Цзе изобрел иероглифы, и по этому случаю Небо осыпало землю просом, а злые духи рыдали по ночам», — так говорится в легенде.
Известный ученый и каллиграф эпохи династии Тан (618—907 гг. н.э.) Юй Шинань так сказал об изобретении Цан Цзе: «Он создал шесть видов иероглифических черточек, взяв как образец контуры гор и потоков, рек и морей, следы дракона и змеи, птиц и зверей».
Самые древние китайские иероглифы писали на черепаховых панцирях и костях быка. Их называют «цзягувень», что дословно переводится как «текст на панцире и костях». Впоследствии, после появления технологий выплавки бронзы, китайские иероглифы начали писать на бронзовых сосудах. Они назывались «цзиньвень», что означает «текст на бронзе».
В ходе развития иероглифического письма начали появляться разные стили каллиграфии, такие, как: «чжуань», «лишу», «син», «цао», «кай» и др. Позднее каллиграфия превратилась в вид искусства со своими строгими правилами. Например, каждый китайский иероглиф должен обязательно вписываться в квадрат определенного размера, черточки иероглифа должны строго писаться сверху вниз и слева направо, сначала пишутся горизонтальные черточки, а затем — вертикальные, и так далее.
Интересно, что в Китае и до сих пор считается, что каллиграфия отображает качества и характер человека! В древние времена люди, нанимавшиеся на работу, показывали не резюме, как в настоящее время, а свою каллиграфию, по которой работодатель и судил — брать этого человека, или нет.
Сегодня невозможно точно определить, сколько идеографических знаков насчитывает китайское письмо. Среднестатистический китаец использует в своем языке несколько тысяч иероглифов. Грамотным считается человек, который понимает значение 1,5—3,5 тысячи иероглифов! В попытке подсчитать точное количество китайских иероглифов мнения языковедов разошлись. Одни называют цифру 40 тысяч, другие — 70. Большинство иероглифов используются только в текстах классической народной литературы.
Как рассказали «Дню» организаторы, в рамках выставки ежедневно до 30 марта (15.00—16.00) Чжай Цзицзюнь, молодой каллиграф стиля «су-мо», будет проводить для всех желающих мастер-классы по китайской каллиграфии.
Организаторами выставки выступили:
Посольство КНР в Украине, просветительский отдел;
Институт Конфуция при Киевском национальном университете им.Тараса Шевченко и Национальный музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко.
Фотоиллюстрация предоставлена пресс-службой Музея Ханенко
СПРАВКА «Дня»
Ма Гоцзюнь родился в 1953 году в провинции Ганьсу. В настоящее время возглавляет Академию живописи провинции Ганьсу, а также Ганьсуйский институт каллиграфии; профессор, вице-глава Ганьсуйского союза каллиграфов и глава комиссии по искусствам. Он — преподаватель каллиграфии в Академии искусств университета Цинхуа, научный руководитель студентов-магистрантов Шеньчженьского университета, возглавляет комиссию по рассмотрению вопросов государственного значения в общегосударственном проекте министерства культуры КНР по поддержке выдающихся деятелей академии живописи.
Выпуск газеты №:
№50, (2014)Section
Культура