«Макеты — это памятники замыслам»
Творческий портрет Эммы Зайцевой, художницы из Закарпатья
Сценограф Эмма Зайцева, главный художник Закарпатского украинского музыкально-драматического театра им. братьев Юрия-Августина и Евгения Шерегия служит театру более 25 лет. Она считается одним из самых плодотворных театральных художников Закарпатья. В творческом багаже — более 70 спектаклей и концертных действ, где Зайцева выступила автором художественного оформления. Хотя в творческой биографии художницы есть работы на сценах Ривненского украинского муздрамтеатра, Национальной оперы Украины, Днепровского театра оперы и балета, Дворца «Украина», Закарпатского областного театра драмы и комедии, Ромского Народного музыкального театра «Лаутари», также в театрах Туркменистана, наибольшее количество постановок были сделаны ею в Закарпатском театре им. братьев Шерегия.
Творчество Эммы Зайцевой занимает свое самобытное место в современной истории украинского театра. Познакомить широкий круг читателей и поклонников театрального искусства с творчеством закарпатского сценографа и раскрыть значение ее художественного наследия поставили своей целью авторы Людмила Попова и Олег Зайцев в книге «Художник театру Емма Зайце», вышедшей в Ужгородском издательстве «Аутдор-Шарк».
Этапы становления собственного творческого почерка сценографа прослеживаются в обширном литературном наброске о ее жизненном и творческом пути, который начался в Киеве, продолжился в Ашхабаде, где Зайцева получила профессиональное образование, и в дальнейшем снова в Украине, куда художница вернулась, чтобы после обучения самостоятельно творчески работать.
В книге подробно выстроена хронология постановок, с театроведческим анализом спектаклей, описанием характерных особенностей оформления, стилевых особенностей костюмов, образных решений мизансцен. Каждый спектакль проиллюстрирован фотографиями мизансцен, авторских макетов, эскизов декораций, костюмов, театральных плакатов.
Из развернутого творческого портрета Эммы Зайцевой вырисовывается образ художника, который имеет глубокие знания искусства театра, специфики сценического пространства, законов его существования, который точно и выразительно умеет найти ритм, образ спектакля и гармонизировать все составляющие непростой сценической структуры, которой является спектакль. Анализ творчества, сделанный авторами книги, представляет героиню рассказа высокопрофессиональным, с точно определенными эстетическими принципами самобытным сценографом, который в своих решениях умеет соотнести общемировое и национальное, может сделать визуальное обобщение из отдельной темы спектакля и тем самым способствовать тому, чтобы спектакль не просто выглядел строкой на репертуарной афише, но и становился произведением искусства.
Эмма Зайцева охотно работает в разных драматургических жанрах, ее сценография, декорации, костюмы всегда создают нужную атмосферу, соответствуют режиссерскому замыслу, поддерживают его эмоциональным визуальным рядом. Художница собственноручно делает макет будущего спектакля. Помня выражение гениального мастера сценографии Даниила Лидера, 100-летие которого сейчас отмечает украинская театральная общественность, о том, что «Макеты — это памятники замыслам», Эмма Зайцева воплощает свой замысел в каждом макете. Здесь удобнее фантазировать, импровизировать, искать фактуры материалов, измерять соотношение компонентов, выверять динамику мизансцен, творить соответствующую среду сценического пространства. Кстати, макеты декораций становятся главными экспонатами театральных выставок, в которых Эмма Зайцева постоянно участвует, они выставляются вместе с ее многочисленными эскизами костюмов, эскизами сценографических решений, плакатами.
Зайцева требовательна к себе и профессии, ищет новые изобразительные идеи, стремится найти оригинальные выразительные средства, чтобы применять в собственных решениях разнообразие художественных приемов. Она самоотверженно любит театр и сделала его делом своей жизни. Вселенная украинского театра, как большой океан, состоит из многих «ручейков»-талантов людей искусства, которые служат ему.
Section
Культура