Перейти к основному содержанию

Маленькие звездочки большого созвездия

Позавчера в Киеве состоялся концерт лауреатов II конкурса юных скрипачей Богодара Которовича
01 июля, 00:00

Говорят, что накануне в Харькове, где в течение десяти дней проходил сам конкурс, на концертах был просто ажиотаж, но, что касается киевской публики, то она принимала юных исполнителей намного спокойнее, хотя и с не меньшим восторгом. Форум появился четыре года назад, причем идея его возникла в недрах знаменитой харьковской музыкальной десятилетки по аналогии с конкурсом юных пианистов Владимира Крайнева. Правда, как полушутя-полусерьезно заметил Богодар Антонович, его приходится проводить не ежегодно, как хотелось бы, а раз в четыре года. И виной тут не только финансовые трудности, сетования на которые давно уже стали общим местом во всех материалах о классической музыке. Тут и более длительный и трудоемкий по сравнению с коллегами-пианистами процесс воспитания юных скрипачей. Настораживает и то, что на конкурсе были представлены фактически лишь две украинские скрипичные школы — киевская и харьковская. Остальные — молчат, а, как правило, подобное молчание не свидетельствует о творческом расцвете. Обидно «неучастие» одесситов, поскольку авторитет выпускников знаменитой десятилетки имени скрипача Петра Столярского очень высок и поныне. Не представленными остались Львов, Донецк, Крым. По мнению же Богодара Которовича, Киев был и остается лучшей академической скрипичной школой в Украине, мастерство которой держится на мировом уровне. Поэтому так необходимо было бы устроить турне лауреатов конкурса Которовича по городам Украины, да еще и подкрепить его семинаром по проблемам исполнительского искусства. Может, тогда, через четыре года, к третьему конкурсу, ситуация бы изменилась к лучшему? Но пока тенденцию трудно назвать обнадеживающей. Да и в турне юные скрипачи отправятся в Москву и Варшаву, а обладателей I премии летом ждет мастер-класс во Франции.

К сожалению, в концерте лауреатов не играют ни дипломанты, ни лауреаты III премии, что, несомненно, дало бы более полное представление и об уровне конкурса, и о новом поколении исполнителей-музыкантов. И тем не менее, игра шести лауреатов, обладателей I и II премий в двух возрастных группах, продемонстрировала их высокое профессиональное мастерство и ярчайшую одаренность. Для киевской публики лауреаты выбрали сочинения из так называемой свободной программы, где они могли подчеркнуть свою творческую индивидуальность. В младшей группе лауреат II премии Владислава Лученко привлекла внимание слушателей своим мягким, нежным звуком, а любимцем публики сразу стал юный скрипач из Санкт-Петербурга Айлен Притчин. Это о нем член жюри, профессор Московской консерватории Сергей Кравченко сказал, как некогда Моцарт о юном Бетховене: «Он еще заставит говорить о себе». Покорил публику этот одиннадцатилетний скрипач, кстати, участвующий в конкурсе впервые, просто блестящей техникой, великолепным владением инструментом и яркой эмоциональной игрой. Лауреатом I премии стал также одиннадцатилетний киевлянин Максим Степаненко, также участвовавший в конкурсе в первый раз, но завоевавший не только первую премию, но и специальный приз «За лучшее исполнение классики». Действительно, так глубоко погрузиться в мир музыки Моцарта и донести ее до публики, сыграть совсем не по-детски композитора, интерпретация музыки которого и поныне считается одним из сложнейших заданий, — нелегко. И в виртуозной игре Максим выглядел весьма органично, блестяще отыграв Интродукцию и Тарантеллу Пабло Сарасате.

Среди лауреатов старшей группы блестящую технику продемонстрировала лауреат II премии 15-летняя Диана Гальвидите из Литвы. Особых слов заслуживает другая обладательница II премии 16-летняя Эрика Велен (Франция-Россия). В качестве «свободного» она выбрала в конкурсном отношении сочинение весьма неблагодарное — «Поэму» Эрнеста Шоссона, где невозможно продемонстрировать техничность, а необходимо глубокое «вчувствование» в исполняемую музыку, «вслушивание» в нее. Юная француженка сумела передать необычайную внутреннюю экспрессию этой музыки, лишь иногда прорывающуюся наружу, но даже и тогда сдерживаемую высоким и благородным чувством.

Лауреата I премии в старшей группе 16-летнюю Анастасию Пилатюк уже можно считать зрелым музыкантом. Премия и приз «За артистизм» — так оценило жюри выступление киевской скрипачки. Чрезвычайно органична и эффектна в «Цыганке» Мориса Равеля, виртуозна в «Каприсе» Мирослава Скорика. В свои шестнадцать — она уже лауреат нескольких конкурсов, за плечами — солидная концертная жизнь.

Отмечая высокий уровень лауреатов конкурса Которовича, профессор Кравченко, кстати, повидавший немало состязаний, отметил, что обычно на конкурсах «звездочки бывают, но редко бывают созвездия». Хотелось бы, чтобы созвездие лауреатов конкурса Которовича было именно тем, которое покровительствует развитию нашей академической школы скрипичной игры. Опекает ее и поддерживает. Хотя бы надеждой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать