Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Медведи» жаждут «Оскаров»

В прошлое воскресенье вручены награды 49-го Берлинского международного кинофестиваля
25 февраля, 00:00

Поэтому Берлинский кинофестиваль дарит удивительные ощущения присутствия в потустороннем, то есть живом и реальном кинематографическом мире, где не только вручаются «Медведи» или там «Пальмы» и «Оскары», но и полностью заполняются кинотеатры.

Кажется, это феномен не только богатого, но и умного, культурного общества, где глава правительства благословляет не футбольную, а кинематографическую игру... Популярность немецкого футбола в то же время не уменьшается, а заинтересованность широкой публики национальным кинематографом растет на глазах — аудитория немецких фильмов неуклонно увеличивается: от шести процентов в начале 90-х до почти тридцати — в конце... Можно считать, что не в последнюю очередь именно поэтому «Серебряные медведи» в этом году за актерскую игру достались немцам: ведь популярность кинематографа держится прежде всего на актерах.

Михаэль Гвиздек, киноветеран, виртуозно провел свою роль в «Ночных тенях» (режиссер Андреас Дрезен). Эта лента является своеобразным социальным срезом современного немецкого общества, которое предстает в калейдоскопе судеб и характеров, изображенных с пониманием и любовью.

Юлиане Кеглер и Мария Шрадер отмечены за роли в провокационной мелодраме «Эме и Ягуар» режиссера Макса Фербнербека. Вторая мировая война, трагическая любовь двух женщин — немки, жены солдата Третьего рейха, матери троих детей, и еврейки, участницы движения Сопротивления... Конечно, по поводу такой драматургически-жанровой коллизии удобно поиронизировать, но в немецких чартах после первой недели демонстрации картина на пятом месте (140 тысяч зрителей). И этот факт лично у меня отбивает желание конструировать иронические эскапады. Скорее, хочется пожелать хоть одному украинскому фильму собрать такую аудиторию на родине или во всем мире, ну хотя бы в течение года...

Так или иначе, но Берлинский форум, предшествующий оскаровской церемонии, всегда не против еще и посоревноваться в перетягивании кинофестивального каната с Каннами. И год от года можно только догадываться, какой фильм в этой борьбе был проигран или выигран. Доподлинно известно, что на этот раз Канны «забрали» у Берлина «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова. И вместо этого, наверное, не удержали очередную ленту датских «догматиков» — «Мифуне — Догма 3» Серена Краг-Якобсена. Она, естественно, претендовала на одну из наград и в конечном счете, получила главного «Серебряного медведя». Это тот фильм, в котором высшие духовные истины — известные, понятные, но всегда труднодостижимые — собираются по крохам, «испаряются» из драмы жизни.

Сама жизнь моделируется как загадочная и непредсказуемая игра в фантастической ленте «Экзистенция» (eXistenZ) Дэвида Кроненберга (Канада — Великобритания), получившей «Серебряного медведя» за все свои достижения в киноискусстве.

Такая же награда досталась Марку Норману и Тому Стоппарду, авторам причудливого сценария к британскому фильму «Влюбленный Шекспир» (режиссер Джон Медден), претендующему на «Оскара» этого года в 13 номинациях! Это сотканная из легенд и противоречивых свидетельств, искрометная, карнавальная версия написания Шекспиром «Ромео и Джульетты». В главных оскаровских номинациях ей предстоит соревноваться с абсолютным победителем Берлинале, обладателем «Золотого медведя», антивоенным 170-минутным американским фильмом «Тонкая красная линия». Его режиссер — Теренс Малик вернулся в кинематограф после 20 лет творческого молчания. До этого он снял только две картины — «Опустошенные земли» (1974) и «Дни жатвы» (1978), благодаря которым вошел во все солидные киноэнциклопедии мира. Собственно, Малик в борьбе за «Оскар» окажется лицом к лицу со Стивеном Спилбергом с его спасенным «...Рядовым Райаном». Эти две картины объединяет своеобразный «новый реализм» в изображении ужасов войны, но разводят эстетические основы, из-за чего возникают и различные этические акценты: в отличие от Спилберга, Малик снял принципиально цветную ленту, одной из героев которой является спокойная и величественная природа — в противовес истеричному и суетливому человеку с оружием в руках, существу, потерявшему связь с первозданным миром.

Итак, берлинские «Медведи» опять разбрелись по свету. Часть из них, естественно, жаждет «Оскаров». Кинематограф продолжается.

Без нас?

Берлин—Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать