Местные мастера — глобальные тенденции
Впечатления от лекции Дианы Клочко «Мазепинское барокко как вариант европейского стиля»![](/sites/default/files/main/articles/18112021/24_budynokmazepy.jpg)
Уже несколько недель длится цикл лекций известного искусствоведа, лектора и арт-куратора, сотрудницы Культурно-художественного центра Национального университета «Киево-Могилянская академия» Дианы КЛОЧКО «Стили искусства Украины: от античности до авангарда». Дважды в неделю — каждую вторник и пятницу — исследовательница рассказывает в онлайн-лекциях об основных стилях, соединяющих украинское искусство с европейским (к слову, на Ютуб-канале Центра можно послушать и курс Дианы Клочко «Стили европейского искусства»). Недавно состоялась лекция, посвященная мазепинскому барокко. Что объединяет украинский стиль с западноевропейским? Где на территории Кремля до сих пор присутствует герб Мазепы? Что объединяет украинцев и англичан? Ответы на эти и другие вопросы были представлены в лекции, краткие тезисы которой подготовил «День».
ВЛЮБЛЕННОСТЬ В РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ
Недаром некоторые из исследователей называют мазепинское (казацкое) барокко первым национальным стилем. «Мазепа был гетманом, который мог из Западной Европы пригласить любых мастеров, но хотел опираться на то, как строили местные специалисты, то есть это была в прямом смысле местная традиция», — рассказывает Диана Клочко. Неудивительно, что в искусстве того времени было много элементов именно народной традиции.
Наверное, одним из самых характерных из них является растительный орнамент, который в то время присутствовал повсюду: от икон и рельефов храмов до одежды. Более того, даже лезвия оружия тогда украшались узорами из переплетенных растений. «Эта любовь к растительности — признак действительно какой-то национальной влюбленности в то, что прорастает, — объясняет исследовательница и добавляет: — Любовь к цветам на конец XVII — начало XVIII века была такой же пышной и безудержной еще у одной нации — англичан, которые в этот момент производят невероятные цветочные натюрморты, собирают фантастические цветочные композиции, накапливают гербарии». Примечательно, что герб Мазепы (в частности, тот, что был размещен на Черниговском коллегиуме) тоже окружен цветами, среди которых можно узнать и тюльпаны, которые тогда были одними из самых дорогих цветов не только в Украине или Нидерландах, но и по всей Европе. Еще одной особенностью таких храмов были выемчатые звезды, украшавшие стены церквей снаружи. «В стене будто делалась обратимая форма — это то, что потом так интересно интерпретирует в скульптуре Александр Архипенко», — объясняет Диана Клочко. Напомним, что и на гербе Мазепы была шестиугольная звезда.
БЫЛ И ЕЩЕ ОДИН ЭЛЕМЕНТ, ПОЧТИ УТРАЧЕННЫЙ В ХХ ВЕКЕ С УНИЧТОЖЕНИЕМ МНОГИХ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ — БАШНИ-СТОЛБЫ. НАВЕРНОЕ, ЯРЧАЙШИЙ ИХ ПРИМЕР БЫЛ В ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОСЕЛКЕ БЕРЕЗНА МИНСКОГО РАЙОНА (ЧЕРНИГОВСКАЯ ОБЛАСТЬ), КАК ПОДТВЕРЖДАЮТ ПОДРОБНЫЕ ФОТО ХРАМА С.ТАРАНУШЕНКО
Обычно храмы в этом стиле были пятикупольными. Для них были присущи и большие резные иконостасы, с вычурной многоярусностью и изысканной резьбой (как отметила исследовательница, до эпохи Мазепы иконостасы были низкие). Результатом такого изменения стало и то, что больше начали вкладывать в работу резчиков. Был и еще один элемент, почти утраченный в ХХ веке с уничтожением многих деревянных церквей — башни-столбы. Наверное, ярчайший их пример был в Вознесенской церкви в поселке Березна Минского района (Черниговская область), как подтверждают подробные фото храма С. Таранушенко (модель церкви можно посмотреть в книге с дополненной реальностью «Уничтоженные шедевры украинской деревянной сакральной архитектуры»).
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИАЛОГ ЦЕРКВЕЙ
Народные элементы естественно сочетались в мазепинском барокко с западноевропейскими. К примеру, башни и соборы содержали рельефные изображения икон, что являлось определенным аналогом распространения сакральных мотивов в Западной Европе. Однако следует признать, что такие элементы использовались реже, чем, например, растительный орнамент, так как храмы строились в основном из кирпича и сделать такой рельеф мастера не всегда могли себе позволить. Не был чужд украинцам и символ всевидящего ока, который использовали не только масоны. Такой рельеф был и на Богоявленском соборе (главном храме Киево-Братского Богоявленского монастыря), а с начала XIX в. — и в южной части Святодуховской церкви Могилянки.
«ТАРАС ШЕВЧЕНКО В СВОЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ СЛОВНО ШЕЛ ПУТЯМИ МАЗЕПЫ. ДЛЯ НЕГО ЭТА АРХИТЕКТУРНАЯ ИСТОРИЯ БЫЛА ОЧЕНЬ ВАЖНА», — РАССКАЗЫВАЕТ ДИАНА КЛОЧКО
А, наверное, одним из самых характерных элементов европейского барокко, ставшим неотъемлемой частью многих памятников первого национального стиля, является волюта (архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком в центре) на картушах (скульптурное украшение в виде декоративно обрамленного щита или полуразвернутого свитка, они часто украшают парадные входы во дворцы), что затем разовьется у необычайной красоты фронтоны с растительным элементом. Как отметила Диана Клочко, этот элемент является сугубо архитектурным украшением, которое сочетает народную традицию с европейским видением фронтона: «По бокам картуша содержатся волюты, которые мастера Левобережья и севера Украины могли увидеть, например, во Львове, где в это время, начиная еще с Ренессанса, и в маньеризме, и в раннем периоде барокко, их уже вводили очень активно, особенно в архитектуре католических монахов. Это очень важный момент: православная архитектура могла заимствовать у католической определенные элементы, не опасаясь того, что в этом есть что-то еретическое. И весь XVII век украинцы очень активно учили греческий и латынь, потому что понимали, что должны быть европейцами».
В то же время важно помнить, что в то время как европейское барокко придерживалось принципов повторяемости и симметричности (которая была и в Ренессансе), украинские мастера не боялись совмещать элементы каждый раз новым способом, создавая удивительные комбинации (как это свидетельствует, например, Дом Черниговской полковой канцелярии (Дом Мазепы) или Черниговский коллегиум).
ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
XVII век — это время, когда «и поляки, и украинцы искали своих далеких предков, с которыми они могли свой народ ассоциировать, искали свою древнюю родословную. Этот поиск был тесно связан с тем, почему Мазепа достраивал, перестраивал, реконструировал древние храмы. Ведь он, как и Петр Могила, понимал, что русскому народу нужна историческая преемственность — поэтому София Киевская, Успенский собор были переодеты в новые одежды», — объясняет тогдашний контекст Диана Клочко. И денег на это Мазепа не жалел. Чего стоит только строительство стены вокруг Киево-Печерской лавры, которая превратила ее в хорошо укрепленный город.
ОНУФРИЕВСКАЯ БАШНЯ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ; ЕЕ ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ ПАЛАТНОЙ БАШНЕЙ, ПОСКОЛЬКУ ПО ПРЕДАНИЮ ЗДЕСЬ БЫЛИ ЖИЛЫЕ ПАЛАТЫ ИВАНА МАЗЕПЫ
Впрочем, сможем ли мы сохранить хотя бы часть того, что спас или построил в свое время Мазепа? Пока пушка «Лев», сделанная украинским мастером из Глухова Карпом Балашевичем, имеющая лафету (основу) с гербом Мазепы, выставлена ??недалеко от кремлевского Арсенала как один из российских военных трофеев (несмотря на то, что, как известно, Российская империя уничтожала все, связанное с памятью о Мазепе — портреты, гербы на зданиях и т.п.), в столице Украины в ужасном состоянии находится Онуфриевская башня. Это не только памятник архитектуры национального значения; ее еще называют Палатной башней, поскольку по преданию здесь были жилые палаты Ивана Мазепы. Остается надеяться, что ее, как и многие другие важные для нашей истории памятники, удастся сохранить.