Между жизнью и смертью
В Москве завершился VI Международный фестиваль независимого кино
Кроме основного конкурса, в который вошло десять картин, фестивальная афиша предложила публике различные ретроспективы, а также конкурс документального кино. Увы, в этой афише украинских лент не оказалось! Между тем присутствующие в ней замечательные фильмы из других стран могли бы вдохновить на работу и наших режиссеров (бюджет большинства представленных на фестивале лент очень скромен). Картины вышли в свет, прежде всего, благодаря таланту и горячему желанию их создателей поведать миру о наболевшем и сокровенном.
Организаторы фестиваля независимого кино «2morrow/Завтра» испортить настроение зрителю не побоялись. В преобладающем большинстве конкурсных картин тема бренности земного бытия стала едва ли не главной. Более того, одна из картин даже называлась «Хорошая смерть» (Голландия, режиссер Вани де Вийн). Речь в ней идет о последних часах жизни обреченного отца семейства, заболевшего раком. Не выдерживая боли и ожидания близкого ухода, он решил избавиться от страданий при помощи эвтаназии (кстати, тема убийства тяжелобольных развивается и в другой конкурсной картине «Спящая красавица» — Италия, режиссер Марко Беллокьое). Переживания умирающего и его ближайших родственников, вызванные ожиданием узаконенной во многих странах добровольной казни, и составляет основное содержание голландского фильма.
Смерть, упоминание о которой «людям со страусиной психологией» портит нервную систему, выступает в роли избавительницы и в картине корейского режиссера Кю Хван Чона «Вес». Главный герой, который не может беззаботно наслаждаться жизнью, прежде всего из-за горбатой спины и прогрессирующего туберкулеза, работает гробовщиком в морге. Ежедневно готовя к кремации тела усопших, он не просто свыкся с мыслью о смерти, а находит в ней определенную красоту... Некрофильские настроения здесь доводятся до своей крайней, патологической точки! Тяжелый вес порой невыносимого бремени судьбы на своем горбу несет не только гробовщик, но и все герои картины, для которых преждевременная кончина связана с искуплением, а последующая кремация принесшего боль и страдания тела — с очищением во имя другой жизни.
Смерть как высшую кару и искупление представляет в своей картине другой известный кореец Ким Ки Дук, чья очередная кровавая мелодрама «Пьета» (отмечена «Золотым львом» на 69-м Венецианском МКФ) посвящена теме разрушающего воздействия денежных знаков в мире, лишенном любви. Жестокость, которой заражены многие герои популярного режиссера, здесь является прямым следствием отсутствия материнской любви в жизни героя. Очеловечение наемного садиста, калечащего должников ради получения страховки, начинается с того момента, когда в его жизнь возвращается бросившая своего только что родившегося ребенка мать. Высшего возмездия, к которому героиня подсознательно стремится, не удается избежать ни ей, ни сыну...
Любопытно, что получившая высшую оценку венецианского жюри картина Ким Ки Дука была проигнорирована жюри фестиваля «2morrow/Завтра», которое отдало Гран-при замечательной ленте венгерского режиссера Бенедека Флигауфа «Просто ветер» (приз «Серебряный медведь» на последнем Берлинском кинофестивале). Ее события основаны на конкретных фактах дискриминации и истребления цыган в современной Венгрии. Между тем, содержание ленты выходит за рамки социальной тематики. Проживая вместе с семьей, Мари в один из дней начинает испытывать самые дурные предчувствия — по соседству с их лачугой истребили уже несколько цыганских семей. Зритель и себя начинает ощущать загнанным животным, на которое ведут охоту! Передающееся в зал ожидание героями насильственной кончины невольно заставляет задуматься о том, что все мы живем в мире, где никто не может гарантировать нам полной безопасности, где смерть гуляет над нашими головами, словно ветер.
Разгулявшаяся «костлявая» также усеяла трупами улицы и поля заснеженного российского городка в картине Алексея Балабанова «Я тоже хочу», герои которой отправляются к разрушенному храму за счастьем. Сильная радиация убивает смельчаков, отчаявшихся найти его в обыденной жизни. Тем не менее, герои фильма, подобно героям «Сталкера» («Я тоже хочу» выглядит пародией на знаменитую ленту Тарковского), отправляются в рисковое путешествие, из которого еще никто не возвращался. Что, в общем-то, вполне оправдано — жизнь в России никогда не была счастливой. Так почему бы не рискнуть, чтобы стать счастливым. Смерть теряет власть не только над святыми, но и над отчаявшимися от бессмысленности своего бытия. Другое дело, приносит ли она нам избавление от боли и пустоты или усугубляет их, перенося оставившие земные тела души в неведомые простым смертным миры.
Некрофильские настроения, коими пронизаны многие конкурсные фильмы фестиваля, можно объяснить тем, что все они датированы злополучным 2012 годом, на последний месяц которого предсказывали очередной Апокалипсис. Однако проблема — гораздо глубже. Некрофилия, если в понимании этого термина выйти за его уголовно-медицинские рамки, свойственна нашей цивилизации на протяжении многих тысячелетий. Начиная с древних египтян, бальзамировавших труппы, и заканчивая отношением современной науки к жизни, которую она умерщвляет, расчленяет ради проводимых опытов, человечество под видом жизни уже давно культивирует смерть. На фестивале «2morrow/Завтра» это становится более чем очевидно.
Выпуск газеты №:
№191, (2012)Section
Культура