«Мир не так страшен, когда есть театр...»
4 августа известный режиссер Эдуард Митницкий отметит 80-летие
О юбилярах принято говорить только приятное, хвалебное, возвышенное. А поскольку наш юбиляр Эдуард Маркович Митницкий (художественный руководитель Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, народный артист Украины и России, профессор) сроду не любил штампов, не пользовался ими в творчестве и искоренял их в учениках, попробуем поздравить мастера иначе. Подставим ему наше зеркало, пусть увидит, каким воспринимаем его мы, современники, коллеги, «массовка» его жизненного театра.
Конечно, у каждого из нас «свой» Митницкий. Кто-то его любит, а кто-то не воспринимает вообще, кто-то уважает, кто-то удивляется. Я лично смотрю на Эдуарда Марковича в трельяжном зеркале гримерного столика.
АНФАС
Строгое, но доброе лицо библейского пророка. А поскольку он режиссер, то профессионально и должен быть пророком, открывать нам глаза на нашу замуленную душу, будить нашу совесть, разоблачать «мерзость нашего бытия», клеймить, звать, кричать, чтобы не спали, чтобы что-то путевое делали ради всеобщего блага, ради людей, детей и самих себя. Он и делает. От ранней и легендарной «Варшавской мелодии» до недавних «Трех сестер».
Мелодраму Л. Зорина режиссер Э. Митницкий превратил в гневный протест против государственной системы, которая презирала (и презирает) человека.
По сюжету пьесы любовь варшавской «камеральной» певицы Гелены и мужественного фронтовика, а ныне винодела Виктора убита только что объявленным советским законом о запрете браков с иностранцами. Актриса Ада Роговцева выворачивала душу себе и нам и сердечным пением, и горячим словом, и молчанием отчаяния. Это не был диссидентский спектакль, просто он возвращал нам, зрителям, чувство собственного достоинства, ценности человека. «Варшавская мелодия» очень долго шла в Театре русской драмы им. Леси Украинки, киевляне ходили на нее по несколько раз, водили своих гостей, менялись мужчины-партнеры, Роговцевой обновляли изношенные костюмы и обувь, а режиссерская позиция и художественный вкус постановщика обеспечивали спектаклю полноценную жизнь!
А с чеховских «Трех сестер» режиссер Митницкий решительно и твердо содрал традиционные кружева, туманы, тонкости аристократизма и тем самым предъявил иск современной интеллигенции. Он обвинил ее в том, что она настолько слаба духом, робка, нерешительна, аморфна, отстраненна, что допустила господство в жизни и над собой духовных плебеев, хамов, захватчиков. Они и доводят порядочных людей до безумия, до смерти, до окончательного опустошения души и потери личности. Это мое собственное восприятие недавней премьеры Митницкого, возможно, он имел в виду что-то другое, более точное. Но его «Три сестры» больно ударили по мне. И я за это искренне благодарна и режиссеру, и Театру на левом берегу Днепра.
ЗЕРКАЛО СЛЕВА
Ближе к сердцу. Профиль какой-то сосредоточенный. Как будто человек все время пытается что-то разглядеть перед собой. А видел Эдуард Маркович на своем веку немало! Ему перепадало и от власти, и от коллег, и от судьбы много несправедливостей, обид и даже унижений. Но выстоял, себя не разменял. И утраты пережил горькие и мучительные. В лучший мир ушли и родители, и бесконечно любимая жена-музыкант, и ее талантливые родственники-музыканты. Не стало многих друзей по далеким и близким мирам, среди них так много нерядовых личностей. Покинули наш мир актеры его театра, иногда значительно младше его. А кто-то просто пошел по другому пути, кого-то и сам он выгнал — разбрелись по разным сторонам. Но это все разрывы, шрамы на сердце. А он стоит хромой, и кажется, что это сказочный «оловянный солдатик», который ногу повредил не на футбольном поле в юности, а в тяжелых боях с врагами отечества. А Митницкий и сейчас, как на фронте — театральном. Здесь бои свои, особые, часто до душевных синяков и нервных припадков, потому что все вокруг такие талантливые, но и тонкокожие, возбудимые. Однако тот левый профиль свидетельствует, что самый большой интерес для Эдуарда Марковича — это человек.
ЗЕРКАЛО СПРАВА
Ближе к рабочей стороне. Именно человек — главный предмет интереса Митницкого в творчестве и в жизни. Редкая черта современного творческого человека — Эдуард Маркович умеет слушать и слышать. Наше с ним более близкое знакомство началось с несовпадения позиций относительно одного из его спектаклей. По его предложению встретились, побеседовали, и возникло взаимное доверие. С тех пор имею право говорить Митницкому все, что думаю, и о недостатках его работ тоже. Он не все принимает, но все слышит.
Потому и с педагогикой у него хорошо получается. И все его ученики — разные личности.
И главное — именно человековедение, исследование человеческой природы, психологии, индивидуальности является и содержанием всего творчества Эдуарда Митницкого, и залогом его театрального долголетия. Он никогда не разменивался на модные приемчики, хотя и не отставал от генеральных эстетических перемен времени. Он не цеплялся за актуальность, он держался вечности. А человек — это и есть вечный предмет, вечная тема театрального искусства. Сквозь временной вектор творческого пути Эдуарда Марковича Митницкого — выдающийся феномен театрального искусства Украины ХХ-ХХI веков. Аve, Эдуард Маркович Митницкий!
P.S. Левобережцы пригласят публику на открытие нового театрального сезона 9 сентября.
Выпуск газеты №:
№136, (2011)Section
Культура