Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Миротворец

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения великого еврейского писателя Шолом-Алейхема
02 марта, 00:00

Первые писательские опыты Шолома Рабиновича, впоследствии назвавшего себя Шолом-Алейхемом (в переводе с древнееврейского это означает «Мир Вам»), создавались, как и было принято, на древнем иврите и были, по мнению критиков, малоудачными, но зато, как отзывался о своем раннем творчестве писатель, редакторам «было чем топить свои печи».

В 1883 году Шолом-Алейхем опубликовал свою первую повесть на идиш (разговорной речи европейских евреев — ашкенази, сформированной на основе немецких диалектов) «Два камня», которую посвятил супруге Ольге Лоевой — своей бывшей ученице, которой он три года преподавал в селе Софиевка на Киевщине.

Свою любовь к разговорному еврейскому языку Шолом-Алейхем выразил такими словами: «Жаргон (идиш. — А. С.) — это моя страсть, моя вторая пассия, моя idee fixe».

С 1888 года и вплоть до отъезда за границу Шолом-Алейхем создает блистательные романы «Сендер Бланк и его семейка», «Тевье-молочник», «Иоселе-соловей», рассказывая в них о жизни народа, веками гонимого и преследуемого. С мудрой печалью он описывает мир простых еврейских людей, живущих своими повседневными заботами, мир Касриловок, Бойбериков, Егупцов — потерянный мир, о котором сейчас читаешь со щемящей тоской.

За границей писатель с любовью вспоминает о Киеве, Переяславе — городе своего детства. Очень трогательно пишет о поэзии Шевченко: «Когда я писал свои стихи, я днем с огнем искал «Кобзарь», эту песнь песней Шевченко, и не мог найти. Я готов был отдать что угодно и сколько угодно. И лишь теперь я вижу, что не прогадал бы, если бы уплатил по самой высокой цене даже за одну его «Катерину».

Писатель искренне не верил в органическую сущность антисемитизма, считал это явление общественной болезнью, искажением сознания. Словами своего героя Тевье он вопрошал: «А что такое еврей и нееврей? И зачем Бог создал евреев и неевреев? А уж если он создал и тех и других, то почему они должны быть так разобщены, почему должны ненавидеть друг друга?»

Уже живя за границей Шолом-Алейхем с горечью узнает о процессе Бейлиса (1913 г.), ложно обвиненного в ритуальном убийстве славянского мальчика. Он пишет роман «Кровавая шутка», где называет антисемитизм злой шуткой, обагренной кровью.

В 1915 году больной, но жаждущий работать Шолом-Алейхем оседает в Нью-Йорке. Чувствуя неумолимое приближение смерти, он пишет завещание, в котором есть и такие слова: «Где бы я ни умер, пусть меня похоронят не среди аристократов, знатных людей или богачей, а именно среди простых людей, рабочих, вместе с подлинным народом, так, чтобы памятник, который потом поставят на моей могиле, украсил скромные надгробия вокруг меня, а скромные могилы украсили бы мой памятник так же, как простой и честный народ при моей жизни был украшением своего народного писателя».

Он ушел из жизни в священный для евреев день — субботу, 13 мая 1916 года. Навсегда закрыл свои печальные, свои веселые глаза сын своего несчастного и счастливого народа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать