Многоголосое путешествие
Дом-музей семьи Булгаковых на Андреевском спуске продолжает утверждаться как один из важнейших культурных центров столицы. Убедительным подтверждением этому стал очередной вечер-журфикс.
Следует напомнить, что «журфикс» означает буквально «фиксированный день». Это традиция еще дореволюционного гостеприимства — устраивать в определенные дни изысканные артистические приемы для друзей дома. У Булгаковых, кстати, журфиксы проводились каждую вторую субботу. В современном Доме на Андреевском подобные вечера закреплены за 13 числом каждого месяца — по номеру знаменитого дома.
Впрочем, в этот раз был особый вечер. Его программу составили произведения очень самобытного киевского композитора, — Вики Полевой, по общему признанию, — лучшей сегодня среди отечественных женщин-компонисток.
Каждое из ее произведений представляло собой камерную пьесу, но по глубине эмоций и музыкальных идей, интеллектуальности, эти работы не уступали и так называемым большим формам. Еще одна интересная черта — определенная «литературоцентричность» того, что делает Полевая. Многие ее музыкальные тексты привязаны к текстам высокой литературы: «Голос» для двух виолончелей — это стихи святого Силуяна, превращенные в музыку, «Здесь» для сопрано, скрипки и фортепьяно — сложное драматическое сплетение музыки и слова — философски насыщенные стихи Геннадия Айги.
То, что также хочется отметить, это театральность происходившего. Своего рода вершиной тут стал «Эхос» — своеобразный театр масок для музыкального ансамбля, грустный и шаловливый одновременно. В этом смысле были продуманы даже такие детали, как наряд самого автора — в своем изысканном черно-белом костюме Полевая была похожа на художника моцартовской эпохи, вечного ребенка, живущего, дышащего и играющего музыкой. И особенно отрадно, что сами исполнители — виолончелисты Вадим Ларчиков и Ольга Веселина, пианистки Аня Проскурня и Инна Ставничук, Светлана Глеба (сопрано) Мирослава Которович (скрипка), Роман Юсипей (баян) эту игру поддержали.
Еще более необычной была вторая часть — премьера электронно-акустической инсталляции «7 комнат Дома Булгаковых», которую сами музейные работники еще называют «Звуки дома». Описать это трудно… Можно сказать, что Полевая справилась с чрезвычайно сложным заданием. Ведь в комнатах Музея, выстроенного также довольно театрально, как некий пространственно- временной лабиринт, создана определенная атмосфера, соотносящаяся, между прочим, и с сюжетикой романа «Дни Турбиных». Но композитору удалось найти почти идеальное звуковое соответствие каждой комнате, каждой части этого уникального пространства. Сложные акустические полотна, звучащие из скрытых динамиков, в первые же минуты кажутся неотъемлемыми от этих интерьеров. Отныне, в определенном смысле, у Дома появился свой собственный голос — или, точнее, голоса…
А что до следующего журфикса, то он состоится уже осенью.
Выпуск газеты №:
№99, (2006)Section
Культура