Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Модерновая галичанка

Исполнилось 135 лет со дня рождения известной украинской художницы Елены Кульчицкой
24 октября, 11:48

Елена Кульчицкая – одна из самых знаковых личностей в украинском искусстве первой половины ХХ века. Ее творчество воспринимается как целостное художественное явление, насыщенное творческим интеллектом художницы, которая неутомимо обогащала и развивала национальные традиции. Несмотря на то что Е. Кульчицкая работала в Галичине, ее творчество проецируется на процессы, происходившие в западноевропейском художественном искусстве начала ХХ века. Воспитанница Венской художественно-промышленной школы (1903–1907), художница привнесла в украинское искусство новые эстетические концепции отражения действительности, основанные на принципах сецессии и импрессионизма.

Одна из самых важных черт ее творческого дарования – универсальность – связывает Е. Кульчицкую с передовыми тенденциями европейского искусства. Художница работала в живописи, графике, книжной иллюстрации, декоративно-прикладном искусстве. Известна также как педагог, ученый-этнограф, общественный деятель. Ее многогранный талант охватил различные сферы пластического искусства, однако наиболее полно реализовался в графике. С именем художницы связано возрождение гравюры на западных землях Украины. Она мастерски овладела тайнами самых разнообразных графических техник (дереворит и линорит, офорт, акватинта, меццо-тинто), принесших ей мировую славу. По масшабам и глубине образной трактовки действительности ее приравнивали к И. Франко, идеи которого Е. Кульчицкая воплотила в широко задуманной художественной программе. Ее большие графические тематические циклы демонстрируют зрелость художественного мышления, обеспокоенность судьбой своего народа. В новых пластических формах художница мастерски соединила украинскую традицию изобразительного искусства с новыми тенденциями европейской графики. В ее произведениях чувствуется отголосок сецессии, импрессионизма и популярного тогда в Европе экспрессионизма. Но более чем кто-либо из современников Е. Кульчицкая проявляла свою гражданскую позицию в понимании задач графики как действенного средства влияния на общество. И потому духовно-эстетическая доминанта ее деятельности — это служение своему народу. Творчество художницы проникнуто мыслью и душой Украины, здесь светлые и героические страницы прошлого, борьба и победа, осуждение предательства, настроение и величие украинской природы, красота памятников народной культуры.

Елена Кульчицкая родилась 15 сентября 1877 г. в г. Бережаны на Тернопольщине в семье галицкого юриста Льва Кульчицкого и Марии Стебельской. Родители художницы — потомки древних украинских родов, сохранившие кроме семейных гербов дух украинства и почитание своей земли. Детство Елены, ее сестры Ольги и брата Владимира прошло в маленьких уездных галицийских городках – Лопатине, Каменке-Струмиловой (ныне Каменка Бугская), Городке — в особой атмосфере обычаев и традиций, которая царила в среде украинской интеллигенции. На формирование мировоззрения будущей художницы большое влияние оказал отец, который с детства поощрял детей к восприятию и пониманию красоты, прививал любовь к труду, к своему народу.

По окончании восьмилетней школы при монастыре Сакраменток во Львове (1894) Елена Кульчицкая начала учебу во Львовской художественно-промышленной школе (1901), впоследствии продолжила обучение в частной школе Станислава Батовского-Качора и Романа Братковского (1901–1903) и поступила в Венскую высшую художественно-промышленную школу (1903–1907) на общий факультет, который давал право преподавать рисунок в учебных заведениях.

Учеба О. Кульчицкой в Вене пришлась на расцвет стиля сецессии, что и сказалось на эстетических взглядах молодой художницы. Среди ее учителей были известные австрийские художники Герман Геллер (живописец, скульптор), Антон фон Кеннер (художник-монументалист, иллюстратор), Франц Цижек (историческая и портретная живопись), профессора Е. Маллина, В. ульмайстер, А. Гролль.

В это время на ее художественное формирование кардинально повлияло знакомство с Гуцульщиной, ведь в Косово проходили ежегодные летние каникулы. Здесь молодая художница с восторгом окуналась в работу. Она любовалась красотой этого края, познавала его культуру – огромную и бесценную сокровищницу, таившую в себе богатство орнаментальных мотивов. Это расширило круг художественных интересов художницы и побудило овладеть забытыми техниками прикладного искусства. Так, в 1905–1907 гг. она проходила курс обучения в «Специальном ателье эмальерных работ», совершенствуя свое мастерство под руководством проф. Адели Штарк.

В 1908 г. Е. Кульчицкая защитила диплом педагога и тогда же отправилась в путешествие по Европе: побывала в Лондоне, Париже, Мюнхене. В 1909 г. устроила первую персональную выставку во Львове и тогда же получила должность профессора рисунке в Лицее королевы Ядвиги. Однако вскоре по решению школьной Куратории вынуждена была оставить Львов и перебраться в Перемышль (ныне Польша), где получила должность профессора по рисунку во II Государственном учительском семинаре (1909–1938). Впоследствии преподавала также в Украинском институте для девушек в Перемышле (1918–1927) и мужской гимназии (1934–1937). Наряду с педагогической деятельностью не прекращала творческую работу.

Персональная выставка произведений О. Кульчицкой, которая состоялась в 1909 г. в залах польского Общества друзей искусств изящных стала важной вехой в истории новейшего графического искусства в Галичине. Экспонировались офорты и акватинты, гравюры на дереве и линолеуме, среди которых преобладали цветные, выполненные в достаточно интенсивных тонах, а также эмали и акварели. Авторитетный в искусствоведческих кругах критик, украинский художник И. Труш поздравил дебютантку, отметив в рецензии: «Для украинского искусства прибыла новая важная сила» («Дело», 22 февраля 1909 г.).

В 1911 и 1913 годах принимала участие во всеукраинских выставках украинского искусства в Киеве, которые стали символом объединения украинских земель. На выставке 1913 г. художница была единственной представительницей Галичины. Ее графические работы вызвали всеобщий восторг и принесли славу и признание в Великой Украине. В 1911 г. совершила путешествие на Адриатику, а в 1912 г. приняла участие в Конгрессе преподавателей рисунка в Дрездене.

С началом Первой мировой войны и оккупацией Галичины русскими войсками Е. Кульчицкая переехала в Вену, где присоединилась к работе Украинского женского комитета, который, в частности, напечатал ряд ее открыток: «Черная туча войны», «Могилы борцов», «Богородица, спаси наш край» и др. Одновременно художница создала серию произведений графики, в которых отразила тему военного лихолетья и сечевых стрельцов. Это серия офортов «На страже», «Березовый крест / Жизнь побеждает», «Татарское безвременье», «Молох войны» (1915), «Ужас войны» (1916), «Месть» (1917). Художница трактует тему войны в обобщенных аллегорических образах, которые ассоциируются с украинским народно-песенным творчеством, посвященном тяжелым испытаниям народа. Эти произведения проникнуты гуманизмом и любовью к человеку. В Вене она работала над живописным циклом «Страсти Христовы». Выполненный в стилистике модерна, он стал новым явлением в иконописи того времени.

Елена Кульчицкая известна и как иллюстратор. Наряду с Г. Нарбутом и В. Кричевским она начала возрождение новейшей книжной графики в Украине. Особым мастерством отличаются ее иллюстрации к детским книгам. Художница проиллюстрировала и художественно оформила учебник «Перша читанка» (1917, Станиславов ), а также серию книг «Нашим найменшим» и «Читаночки української дитини» (1915-1920-е гг.), которые выходили по инициативе Антона Крушельницкого и принесли ей признание. В это время Е. Кульчицкая утвердилась как талантливый иллюстратор украинской классики – произведений В. Стефаника «Дорога» (1917), поэм И. Франко «Лис Микита» (1922), «Мойсей» (1939), повести М. Коцюбинского «Тіні забутих предків» (1928), В. Гнатюка «Нариси української міфології» (1918–1922) и др.

В 1919 г. польские власти заключили художницу вместе с сестрой Ольгой в лагере в Баранове, куда было интернировано много украинских патриотов. В 1921 г. с сестрой Ольгой создала в Перемышле комитет «Брат брату» для помощи детям эмигрантов из Приднепровской Украины. По ее инициативе в Перемышле был основан музей «Стривигор» (1931).

В межвоенное двадцатилетие Е. Кульчицкая – непререкаемый авторитет в украинской графике. Она много работала в области линогравюры и ксилографии. Графика художницы демонстрирует новое мироощущение, что отражало его отношение к событиям и явлениям общественной жизни. Она создала большие общественно значимые графические циклы, в которых отразила историческое прошлое и настоящее.

С 1920 г. художница начала этнографические путешествия по Галичине. Сначала по окраине Перемышля, а впоследствии – на Бойковщине, Гуцульщине, Лемковщине. Итогом этой работы стали графические циклы документальных рисунков «Народная одежда западных областей Украины» и «Народная архитектура западных областей Украины», которые имеют бесспорную художественную и научную ценность. Со знанием и любовью художница сделала зарисовки многочисленных образцов орнамента украинской писанки, вышивки, керамики, ткачества, резьбы, которые в будущем искусно интерпретировала в своих оригинальных композициях ковров и обоев для художественного оформления интерьера. Деятельность О. Кульчицкой в прикладном искусстве стала толчком к его профессиональному возрождения в Галичине. Ее новаторская работа в этой области основывалась на сочетании сецессийной эстетики и народного искусства. Художница проектировала ковры, мебель, работала в эмали, а также создала многочисленные эскизы предметов домашнего обихода. В 1909–1938 гг. Елена и Ольга Кульчицкие создали около 80 высокохудожественных ковров, которые экспонировались на выставках народных промыслов и искусства в Кракове, Праге, Киеве, Станиславе, Коломые, Львове.

Значительным событием стала вторая персональная выставка, которая состоялась в 1933 г. во Львове в залах НТШ и была организовна Ассоциацией украинских независимых художников. По этому случаю Ассоциация издала небольшую монографию М. Голубца и М. Осинчука о творчестве художницы.

К съезду музееведов в Перемышле (1937) создала цикл «Святые украинской церкви», а также серию дереворитов к 900-летию признания культа Богородицы на украинских землях (1938).

Львовский период жизни и творчества Елены Кульчицкой начался в 1938 г. cкромной работой рисовальщицы в музее НТШ. После его реорганизации художница перешла на работу в отдел народного искусства Львовского музея этнографии и художественного промысла. В кругу своих единомышленников – Ф. Колессы, И. Крипякевича, И. Гургули, А. Добрянской, А. Дучиминской, С. Сидорович, Д. Фиголя – она продолжала любимое дело: исследование народного искусства.

В то время Е. Кульчицкая поддерживала творческие отношения и с представителями киевской художественной среды В. Касияном, С. Таранушенко, Л. Литошенко, Б. Бутником-Северским, Е. Куриловой, Т. Шевченко. Персональная выставка художницы 1945 г. в Киеве утвердила ее творческие позиции в новых общественных реалиях. При содействии графика, народного художника СССР В. Касияна увидели свет издания, которые представляли графическое наследие художницы, – альбом «Графіка» (Киев, 1954) и фундаментальный труд, альбом «Народний одяг Західних областей України» (Киев, 1959). По инициативе С. Таранушенко в Курске в 1957 г. были изданы еще два альбома – «Гуцульщина» и «Народне будівництво Західних областей України», которые с авторских досок осуществил архитектор Л. Литошенко. В этих изданиях художница выступила автором обложек и титульных страниц.

С 1945 г. Е. Кульчицкая работала на кафедре художественного оформления книги во Львовском полиграфическом институте им. И. Федорова (ныне Украинская академия книгопечатания), а в 1947 г. стала профессором. В 1956 г. ей было присвоено звание народного художника СССР, а в канун смерти, 8 марта 1967 г., художница стала лауреатом государственной премии УССР им. Т. Шевченко. Вклад ее в украинскую культуру огромен – это около шести тысяч произведений изобразительного искусства, которые она передала в дар украинскому народу в лице Львовского музея украинского искусства (ныне Национальный музей во Львове им. А. Шептицкого). 21 апреля 1971 г. в бывшем помещении и творческой мастерской художницы на улице Лыстопадового Чина, 7 во Львове был открыт Художественно-мемориальный музей Елены Кульчицкой, который служит делу изучения и популяризации творчества великой дочери украинского народа.

ФОТО ИЗ АРХИВА МУЗЕЯ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать