Модно в Париже
Постановки, которые выбирают зрители, режиссерские поиски и находкиНа грани XIX—XX веков человек не желает дальше мыслить себя частью всеобщего духа. Обособленное «Я» становится центром самоутверждения и безграничной свободы.
С этого времени даже в паре обуви начинают отличать ее правую и левую составляющие, которые, представьте себе, до той поры были одинаковыми.
Философская глубина модных тенденций бывает не сразу поддается расшифровке. Недавно модные брюки с заниженной талией способствовали демонстрации фирменного белья. Здесь все ясно — кутюрье вдруг поняли, что трусов нужно больше, чем штанов, и ими поддержали успешность своих брендов.
Стрейчевые брюки, которые акцентируют внимание на форме мужских ног, с кокетливым обнажением щиколоток и пиратскими дырами на месте коленных чашечек имеют настолько глубокий подтекст, что еще никому до него докопаться не удалось.
Женщины этим летом ходят в длинных белых мужских сорочках. В голове полно киновоспоминаний о красавице, которая выскальзывает из горячей кровати и голое тело опоясывает частью его одежды. По моим наблюдениям, это работает.
Культура долгое время была средством нормирования поведения, отношений с окружающими, одежды и еще много чего.
Следование норме — потребность, которая собственно цементирует сообщество. Культурный европеец может оказаться бескультурным среди японцев.
Современность по большей части демонстрирует стремление выходить за пределы нормы, расширение существующих в той или иной культуре норм.
Такой путь к функционированию сверхсознания открывает пространство для рождения догадок, гипотез, — всего, что является начальным состоянием творчества, а значит личности.
К этому благородному делу мощно приобщается театр. Сформулированные К.С. Станиславским принципы творчества — сверхзадание — то, что стремится мастер изменить в сознании зрителя, и двойное сверхзадание — жизненная цель творчества — делают его модным с яркими признаками вечного.
Например, в День взятия Бастилии театр «Комеди Франсез» всегда играет самый кассовый спектакль бесплатно. Стоимость театральных билетов в парижских театрах обычно от 50 до 100 евро. В этом театре престижный партер значительно дороже. Но на каждый спектакль продается до 50 социальных билетов по 5 евро на не очень удобные места. Правда, очередь к кассе за ними нужно занимать за 4—5 часов.
На посещение праздничного спектакля никто не имеет никаких привилегий. Очередь зрителей вытягивалась на длину всего парка «Пале-Рояль». Я простоял три часа. Неожиданно стал наблюдателем яркого воздушного парада. И в конце концов занял место рядом с королевской ложей.
Пьеса классиков французской драматургии Ж. Фейдо и М. Девальера «Гостиница «Круговерть» (L’Hоtel du libre e change) — типичная комедия положений. Две семейных пары вдохновленные перекрестным флиртом, их знакомый с четырьмя юными дочками оказываются в одной гостинице с прекрасной обслугой обоих полов. Путаница с номерами, подслушивание и подглядывание, двусмысленность поз и жестов, и обычно яркие комичные образы персонажей создают эффект лавины смеха.
Появление каждого артиста приветствуют аплодисментами. Мастера национальной сцены, которые играют в драмах и трагедиях, так комичны, такие демонстрируют фортеля, так органично существуют в шарже, гротеске, что своим умением, бойцовской смелостью, утверждают божественное происхождение таланта.
Финальные аплодисменты, казалось, длились бы вечно и абсолютно оправданным оказался призыв самой молодой актрисы завершить это возвышенное общение исполнением «Марсельезы».
Заинтересовало меня определение «Модный в Париже режиссер». Я просмотрел три его спектакля, но не в том порядке, как нужно было бы. Если бы вы показывали сооружения архитектора В. Городецкого в Киеве, начиная с «Дома с химерами», то Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, построенный почти первым из шедевров архитектора, показался бы простеньким.
Так, увиденная первой, последняя постановка Алексиса Михалика «Эдмон» (Edmond) в театре «Пале-Рояль» несколько уменьшила яркость восприятия предыдущей «Легенды о перевозчике» (Le Porteur d’histoire), и первой «Круг иллюзионистов» (Le Cercle des illusionnistes). Уже почти звезда теле— и киноэкранов, он стал пробовать себя в режиссуре кино и театра, написал пьесы и поставил их последовательно в кукольном театре, театре Елисейских полей (Le theаtre des Champs-Elysees) и наконец чрезвычайно престижном «Пале-Рояль». Тут не пожалели денег, чтобы декорации, костюмы, освещение, эффекты послужили созданию конкурентной постановки классического «Сирано де Бержерак» по Эдмону Ростану в «Комеди Франсез» (на фото).
Главный герой пьесы Эдмон Ростан, загнанный кредитами, униженный театральными примадоннами, замученный семейными проблемами, переписывает, дописывает, бесконечно совершенствует текст для постановки, за которую получил аванс. Балбесу герою-любовнику пишет стихотворения, чтобы тот получил благосклонность прекрасной костюмерши и из этого постепенно вырастает текст новой постановки.
Актерское коварство, закулисные интриги, самовлюбленность талантов и бездарей, все тайные краски театральной палитры подвержены иронии. Сам Сирано — красавчик, неспособный к высоким чувствам, наклеивает себе нос, чтобы смеялись над его внешностью, а не над этим грустным изъяном.
В центре сцены занавес, за которым условные зрители, закулисье перед глазами зрителей реальных. Налево вешалка с костюмами всех персонажей, переодевание при всех. На платформах с колесами выезжают все элементы декораций: кровати, кресла, буфетная стойка, пушки. Смена места действия, его характер, темпоритм происходят каждые 3—5 минут, и такой же принцип построения двух других спектаклей. Только стиль одежды и мебели меняется. Мне даже показалось, что в этом есть какая-то демонстративная предубежденность к изобретательности режиссерских решений.
Истории, положенные в основу пьес, тоже очень похожи — правда, происходят в разные времена. О мощнейшем таланте, слабом неверием и сильном сомнениями, который обязательно откликнется в открытых душах, найдет себе в помощь добрые сердца. Как говорил Эразм Роттердамский: «Нет ничего более отважного, чем победа над собой». А дальше такое важное для сегодняшнего дня, которое отличает и делает неповторимым каждого человека и каждый спектакль.
«Бог живет в деталях» — именно благодаря пониманию этого режиссеру-драматургу удается во всех трех спектаклях найти уникальный характер близости. Кажется, посеянный в процессе создания спектаклей он проращивает, лелеет, радует плодами понимания и сотворчества сцену и зал, нормированных и ненормированных, тех, кто желает быть модным мгновение, и тех, кто умеет всегда быть ярким, неожиданным и понятным. В следовании моде — опаснейший вопрос вкуса. «У Сен-Лорана прекрасный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он проявляет», — говорила Коко Шанель.
Выпуск газеты №:
№152, (2017)Section
Культура