Перейти к основному содержанию

«Молодая душа»

Антон Меженин, новый главный режиссер Днепровского академического театра драмы и комедии "ДРАМиКОМ" поделился с «Днем» своим видением будущего
07 сентября, 15:58
В спектакле «Revizor» гоголевские шутки, речь в прекрасном переводе на украинский звучат чрезвычайно колоритно / Фото предоставлено Днепровским театром драмы и комедии «ДРАМиКОМ»

Антон Сергеевич Меженин (родился 20 мая 1982, г. Харьков) - известный украинский театральный режиссер, педагог (преподавал в Киевском национальном университете культуры и искусств), победитель международных фестивалей: «Восток-Запад», «Мельпомена Таврии», «Чехов Фест» , «Феерия Днепра» и других; был соорганизатором Второго Всеукраинского фестиваля-премии «Гра»; имеет опыт организации крупных гастрольных турне ведущих коллективов и звезд. С 2015 по 2018 годы работал главным режиссером Сумского театра им. М. Щепкина, также активно делал интересные проекты в Киеве, Харькове, Днепре, Чернигове. Недавно выиграл конкурс на должность главного режиссера Днепровского академического театра драмы и комедии "ДРАМиКОМ", где работает с августа. О тактике, стратегии и планах нового творческого руководителя коллектива - наш разговор.

«НАЙТИ СЕБЯ»

- Антон Сергеевич, началась новая творческая страница в вашей судьбе. На ваш взгляд, в каком художественном состоянии сейчас находится «ДРАМиКОМ»?

- На мой взгляд, сейчас Днепровский театр драмы и комедии находится на переходном этапе становления. Много лет «ДРАМиКОМ» был стилистически направлен на Московский Малый театр, или, если хотите, на творческие принципы «классического реалистического театра». О свежих режиссерских взглядах и экспериментах речь не шла, и это, конечно, дает о себе знать... В последние два года, с приходом нового директора - художественного руководителя Сергея Мазаного, начались изменения в театре, появились молодые актеры, открылся творческий шлюз самостоятельных работ. Поэтому для себя я назвал первый сезон в этом театре - найти себя.

Когда ты растворяешься и просто работаешь в коллективе, общее суммарное дело потом само все поднимает. Когда ты приходишь, и пытаешься сразу жестко что-то изменить, революционно, быстро - это не тот подход, который нужен большому сложному коллективу ...

- Вы раньше уже работали в этом театре над спектаклем «Revizor», каковы сильные и слабые стороны «ДРАМиКОМа?

- Самая сильная сторона театра  - это его трупа. Есть достаточное количество актеров, скажем так, мощный хребет, на который можно опираться. Показательно, что сейчас одновременно со мной, в «ДРАМиКОМ» пришли два народных артиста (Виктор Гунькин и Михаил Чернявский, которые много лет прослужили в Днепровском национальном академическом украинском музыкально-драматическом театре имени Т. Г. Шевченко). Уверен, что это говорит о сильном менеджмент, и верную атмосферу. К сожалению, большая проблема с Недокомплектацией технических цехов, с административным корпусом. Считаем это наследием предшественников, и, как говорили раньше, находимся в переходном состоянии.


Фото из личного архива Антона Меженина

А что касается «Revizor», о котором вы упомянули, то это было новое прочтение классики. Гоголевская фраза из пьесы: "Над кем смеетесь? - Над собой смеетесь!" - до сих пор актуальна! Смена политических лиц - и времен Гоголя и времен независимой Украины - очень похожа. Это не прошлое, а наше с вами настоящее: человеческие страхи и пороки, взятки и необразованность вне времени и пространства. Когда читаешь гоголевский текст о том, что "быстро надо чистые надеть колпаки", а "больные сами-то, как мухи выздоравливают» - не может не задевать... Или в пьесе есть еще такая фраза у Городничего: "Я работаю на государство и денно и нощно, а о том, что я кого-то высек... она сама себя высекла ". Ну как пройти мимо этих вопросов? Лакмусовая бумажка - любой человек, который попадает в политические круги и их начинает ворошить, поднимается на поверхность все это... Это была интересная работа. Я готовился к постановке месяца четыре, потом мы три месяца в Днепре работали. Радует, что спектакль заинтересовал критиков и получил хорошие отзывы у зрителей...

- Расскажите, какие репертуарные изменения ожидают Днепровский театр в связи с вашим назначением главным режиссером этого коллектива?

- Считаю главным репертуарным изменением станет то, что, по моему убеждению, зритель не так глуп, как иногда думают. То есть в ближайшее время в репертуаре появится и известная классика и современная драматургия, но немного другого рода.

- Довольно часто (к сожалению) между директором и главным режиссером возникают напряженные отношения. Как думаете, вам удастся такого противостояния избежать?

- Я знаю Сергея Мазаного (директор Днепровского театра драмы и комедии) в первую очередь как человека чрезвычайно интеллигентного. Это молодой, современный человек, не только по возрасту, а по своему мировосприятию, человек искренне любящий театральное искусство. Но главное то, что Сергей Владимирович прекрасно понимает, что творческим процессом должен заниматься режиссер. Он является успешным менеджером, выдавшим мне большой кредит доверия. Поэтому именно в таком тандеме, только и можно достичь настоящего успеха. Думаю, я не поехал бы на конкурс к другому директору.

«БОЛЬШОЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ШИРОКУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ПАЛИТРУ»

- Какова ваша творческая программа. Будете ли приглашать к сотрудничеству молодых режиссеров?

- Творческая программа у меня простая, потому и жизнеспособная. Привести труппу к балансу, обеспечить равномерную занятость. Поднять уровень режиссуры, сценографии и перейти от «традиционного театра» к театру сегодняшнему. Но я понимаю настоящее не как сплошной эксперимент или провокацию. Ни в коем случае. Сегодняшнего по способу существования актера. Сегодняшнего по способу внешней эстетики. Я считаю, что большой областной театр должен иметь широкую творческую палитру, мы не вправе замыкаться в театр одного направления. Хотя, бесспорно, любой театр - это театр одного направления, направления своего руководителя.

Первая премьера этого сезона, «Записки подлеца» по мотивам произведений Островского, которая состоится уже в конце октября. Это будет спектакль Игоря Матиева, приглашенного режиссера из Киевского Театра на Подоле. Это молодой режиссер? Конечно. Но в его работах уже более 20 успешных спектаклей, от Донецка до Львова.

Намечено сотрудничество с известным мастером перформанса Артемом Усиком, это тоже молодой режиссер. Но тоже режиссер с именем.

Моя творческая программа - это молодая душа режиссеров. Я видел режиссеров, которым 30 лет, но образ мышления будто они из XIX века. Несмотря на карантинную ковидную реальность, у театра нет ресурсов сейчас на «кота в мешке». Скажем иначе - открывать новые имена будем чуть позже.

- Какое у вас осталось послевкусие от работы в должности главного режиссера в Сумском театре имени М. Щепкина?

- Прекрасный. Вкус удовольствия от работы в большом и мощном театре, где есть оркестр, хор, балет. После Сум мне не приходилось работать в театрах с таким интересным ресурсом. Послевкусие ностальгии, там остались мои друзья и мои спектакли. Но сейчас чувствую, что наибольшую пользу принесу именно в Днепре.

- Вы работали с разными актерами, в частности продолжателями творческой династии Ступок - Остапом и Дмитрием над спектаклем "Косметика врага". Впечатления об этом сотрудничестве?

- Благодаря судьбе, я реализовал тот материал, о котором так давно мечтал, - «Косметика врага» Амели Нотомб -  спектакль о том, что от себя нам не уйти. Это был бенефис Остапа Ступки. После той работы было ощущение, что открываешь какие-то двери и там видишь много нового... Да еще работаешь с такими яркими актерами. Обожаю Остапа Богдановича. Это актер, имеющий тысячу красок, он может долго рассуждать, с чего слепить свой образ, но со временем удивит яркостью и количеством предложений... Процесс рождения спектакля и репетиции вспоминаю с теплотой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать