Москва в июне: от «Меланхолии» до «Родника для жаждущих»

33-й Московский международный кинофестиваль в этом году будет проходить в привычном для этого мероприятия стиле смешения пафосной самопрезентации и противоречивых художественных качеств.
Начнем с пафоса. Один из членов жюри — известная актриса, дочь Чарли Чаплина и внучка классика американской драматургии Юджина О’Нила — Джеральдина Чаплин. В восемь лет дебютировала на экране в фильме Чарли Чаплина «Огни рампы». Очень быстро проявила себя как глубокая драматическая актриса. В 1965 году снялась в последнем фильме отца «Графиня из Гонконга». Среди знаменитых ролей — Тоня в фильме Дэвида Лина «Доктор Живаго» (1965), Анна в «Выкорми ворона» — одном из лучших фильмов испанского классика Карлоса Саури (1976) и Екатерина в картине Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2003). В фильме 1992 года о Чарли Чаплине «Чаплин» исполнила роль своей бабушки Ханны.
Почетным гостем фестиваля станет Вернер Херцог — один из самых знаменитых мировых режиссеров, двигатель немецкого нового кино 1970-х, автор рекордного количества фильмов (пяти) с Клаусом Кински. Прибыв в качестве живого классика, Херцог представит подборку своих лучших работ, среди которых будут и все картины с Кински, и более поздние голливудские проекты.
До последней минуты ожидали также еще одну знаменитость — диссидента и драматурга, бывшего президента Чехословакии и Чехии Вацлава Гавела. Правда, в роли дебютанта. Ведь на этот раз Гавел попробовал себя в режиссуре. Фильм «Уход» — фантасмагория о том, как бывший глава государства уходит со своей должности.
В целом в конкурсе 18 картин, которые представляют национальные кинематографии от США до Японии. Есть жанровое кино для широкого зрителя, есть чисто развлекательные фильмы. А впрочем, более экспериментальный акцент имеет параллельный конкурс «Перспективы»; также есть интересное нововведение — конкурс документальных лент и это притом, что вне конкурса уже есть неигровая секция «Свободная мысль».
Немало внимания привлекут «8 1/2 фильмов» — здесь покажут фильмы, которые уже получили престижные международные награды или снятые знаменитыми режиссерами. Это — «Меланхолия» Ларса фон Триера (каннская «Золотая пальмовая ветвь» Кирстен Данст как исполнительницы лучшей женской роли), «Однажды в Анатолии» Нури Бильге Джейлана (Гран-при Канн), «Пина» — яркий документальный фильм Вима Вендерса о великой Пине Бауш, «Карлос» — биография супертеррориста Ильича Рамиреса Санчеса в интерпретации француза Оливье Асаяса.
Так же, кроме подборки «Вернер Херцог. Искатель приключений», киноманов заинтересуют ретроспективы британской актрисы Гелен Миррен, великих американского и венгерского кинематографистов — Сэма Пекинпа и Беллы Тарра. Показы кинодостижений Испании и Италии, секции с провокационными названиями и содержанием «Дикие ночи», «Секс, еда, культура, слава», «Социалистический авангардизм» и «Гала-премьеры» — зрителю в эти десять дней будет из чего выбирать.
Украина, впрочем, в этом разнообразии не представлена. За двумя исключениями. Опосредствованно: в фильме закрытия фестиваля — «Расплате» британца Джона Меддена (его «Влюбленный Шекспир» получил «Оскар» в 1998 году) — по сюжету трое бывших агентов Моссада ищут человека, похожего на нацистского преступника, на территории Украины — правда, вся та Украина снята в Венгрии. А также — ретроспективно: в «Социалистическом авангардизме» нашлось место «Родника для жаждущих» Юрия Ильенко.
Почему не можем поставлять достаточно фильмов хотя бы на соседние фестивали, как это без особенного напряжения делают те же таки венгры или поляки, — это уже отдельный вопрос.
Выпуск газеты №:
№109, (2011)Section
Культура