Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Моя семья и другие звери

В Институте проблем современного искусства представили выставку «Механизм эволюции»
08 ноября, 11:01

Она проходит в рамках платформы «Новейшие направления». На выставке представлены: живопись, скульптура, инсталляция, фотография, видео-арт, а также работы, выполненные в экспериментальной технике. В проекте принимают участие 43 участника: от маститого Ильи Чичкана до «новых» имен.

Венцом эволюции однажды станет... биоробот. Во всяком случае, в этом уверен идейный вдохновитель «Механизма эволюции» Игорь Абрамович (руководитель проекта) вместе с сокураторами выставки Андреем Сидоренко и Александром Халепой.

«В основе проекта — размышления о современной биополитике, как в ней уживаются механистический подход и эволюционизм», — читаем в выставочной спецификации. Единственный ее недостаток — это очень опосредствованное отношение к тому, что в действительности можно увидеть в экспозиции в Институте проблем современного искусства. Услышав всего два слова — «эволюция» и «роботы», большинство художников-участников, кажется, решили не вслушиваться в последующие кураторские речи. И, как следствие, изобразили или «эволюцию», которую помнят ее еще по школьным учебникам биологии. Или же — роботов или что-то техногенное. Третья группа «творцов» словно вообще ничего не слышали: представили для проекта работы, которые не имеют никакого отношения к теме выставки (впрочем, при желании, любую связь «всего со всем» всегда можно обосновать).

Королем дарвинистов в классическом «школьном» понимании достаточно предсказуемо выглядит работа Ильи Чичкана. Его шимпанзе, с любовью выписанная масляными красками, не такая и простая, как может показаться на первый взгляд. Летом картина уже выставлялась в киевской «Карась галереи» в рамках совместного проекта Ильи и Саши Чичканов «Психодарвинизм. Эволюция психов». А вскоре на галерею подали судебный иск «за оскорбление чувств верующих». (Часть работ серии были стилизованы под иконы в окладах). Беспрецедентное в Украине «религиозно-цензурное дело» развития не получило. И, тем не менее, «дарвиновскую» обезьянку в ИПСС можно расценивать как жест солидарности художников и галеристов в борьбе против цензуры. Без каких-либо усилий со стороны художника-автора она стала наглядным символом духовной эволюции: противостояние в Украине «завтра» (современного арта) с «позавчера» (патриархальными ценностями).

Правда, дергать тигра за усы и хвост, выставляя «обезьяньи иконы», в Институте проблем современного искусства тоже не стали. Ненадежной «политикой» (и, к сожалению, злободневной актуальностью) здесь пренебрегли, отдав преимущество «вечным ценностям». А именно, философствованию с помощью искусства — или же смеха, тоже не без участия последнего. Цикл «Эволюция — это побег от Смерти» известного фотохудожника, а в последние годы еще и примитивиста-живописца Александра Ляпина, объединяет обе тенденции. Напоминает — Босха.

Украинских сторонников «техногенного» пути развития человечества можно узнать по любви к инсталляциям (вместо традиционной живописи). Как только заходишь в выставочный зал ИПСС, в глаза бросается деревянный «Икар» молодого, но уже очень востребованного художника Антона Логова. Гигантский разноцветный космический спутник, собранный, словно из деталей огромного детского деревянного конструктора, парит под самим потолком, как бы наблюдая за посетителями. К счастью, падать он не собирается. А вот интерактивная скульптура «Дефрагментация» Эдуарда Потапенкова, Сергея Кориевского, Людмилы Раштановой с самого начала лежит на полу, выставив вены-кабели и подмигивая цветными лампочками. Игры ума и технологий, по мнению художников, вполне могут привести к грустному финалу — гибели человечества, «как в фильме-катастрофе».

Больше трети работ «Механизма...» очень условно отвечают заявленной кураторами «эволюционной» теме. Особенно это касается фотографии. Но... Тематическая «всеядность» на этот раз пошла только на пользу проекту в целом. Одна рядом с другой в рамках проекта прекрасно уживаются выполненные в различных техниках работы сразу 43 очень разных художников: от маститых или же более-менее известных (кроме уже упомянутых, это Вадим Бондера, Гамлет Зиньковский, Александр Клименко, Роман Михайлов, Нина Мурашкина, Роман Пятковка, Оксана Чепелик и др.) до практически неизвестных...

Экспозицию можно увидеть до 21 ноября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать