Перейти к основному содержанию

Мозаика из... соломы, гобелены и ковры Нины Саенко

24 января известная украинская художница и искусствовед празднует юбилей и приглашает на открытие выставки
23 января, 15:13
«ВСТРЕЧА». 1993. ДЕРЕВО, СОЛОМА, ГУАШ

Экспозиция называется «Солнечный мир Нины Саенко». Лучшие работы мастерицы будут представлены в Национальном музее украинского народного декоративного искусства (юбилейный вернисаж художницы киевляне и гости нашей столицы смогут увидеть до 12 февраля).

Сейчас художественные произведения Нины Александровны получили признание, экспонируясь на многочисленных всеукраинских и международных выставках в известных галереях Парижа, Эрфурта и Магдебурга, Афин, Торонто, Монреаля и Эдмонтона, Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорка, Сиднея и Канберры, Москвы и Екатеринбурга. Ее текстильные работы и мозаичные панно из соломы украшают многочисленные музеи и частные коллекции в Украине, Англии, Австралии, Канаде, Германии, США, России, Франции.

 Любуясь творениями художественного текстиля заслуженного деятеля искусств Украины, Нины Саенко, которая прославилась не только как художник, но и как искусствовед, режиссер масштабных художественных акций, знаток музейного дела, консультант по декоративному и народному искусству, как будто погружаешься в  безграничное море художественной мечтательности мастерицы.

Из ее ощущений рождается красота — орнаментально-песенные ковры и инкрустированные соломой панно, в которых, кажется, таится сама украинская душа. Поэтому и находят они путь к сердцам зрителей, которые уважают и ценят художественное достояние Нины Саенко: от тематически-фигуративного гобелена («Казацкая баллада»), торжественных и в то же время лирических орнаментальных композиций («Праздничный», «Розовый цвет»), сложных по колористической гамме, гармонии тональных соединений («Дымка», «Терновый цвет», «Свадебный») и фееричной сказочности ковров («Купальская ночь», «Княгини») до панно, выполненных мозаичным набором соломы, обозначенным лаконичностью композиций («Чар-зелье», «Лесная рапсодия»), утонченной стилизацией форм («Солнце всходит», «Встреча»), своеобразной ритмикой («Мозаика», «Орнаментальный цветок»), сдержанным благородным колоритом («Тече вода з-під явора»), отголоском традиций родной Сиверщины («Птица в кругу», «Осенний»). Чарующие произведения одаренной мастерицы — это чистый источник для познания ее художественного мира.

На судьбе Нины Саенко, талант которой, будто зерно, упавшее на хорошую почву, расцвело нежным цветом, безусловно, лежит отпечаток творчества отца — народного художника Украины Александра Ферапонтовича Саенко. Его монументальные росписи и панно, станковая живопись, акварели, рисунки, ковры, набивка, мозаика из соломы, созданные им на разных этапах творческого пути, — все разнообразное искусство А.Саенко с ориентацией на народные источники, с тяготением к темам народного бытия, имеет, безусловно, неповторимый национальный характер ощущения мира, восприятия природы, отношения к родной земле. Это своеобразная духовая атмосфера, присутствие которой осознается в его лучших произведениях — идеальных в своей завершенности левкасах 1920-х, в гениальных интерпретациях сугубо украинского орнамента в набивках 1930-х годов, в поэтических коврах 1950-х, в новаторских мозаиках, инкрустированных соломой 1960—1980-х, которые впечатляют мерцанием золотого света.

Национальная идея Саенко стала девизом  и в творчестве Нины. Дочь унаследовала от своего отца высокую эмоциональность, чувствительность, лиризм — большой дар Божий, который является основой настоящего творчества. Работы Александра и Нины имеют много общего в орнаментально выстроенных ритмах произведений, в декоративности плоскостей, во вневременности образов-символов, что исключает все несущественное, случайное, лишнее. Такие черты, как обобщенно-трактованная форма, мажорность колорита, удачное сочетание статики и динамики в построении композиции, — это черты Саенко. Александр Саенко передал своей дочери те сложно уловимые особенности национального характера, фиксированные на уровне самых древних архетипов мировосприятия, что зовется «духом нации».

Уже в раннем возрасте Нина, благодаря отцу, постигла систему художественных ценностей. Его мировоззренческие и жизненные установки, имевшие абсолютно позитивный характер, влияли на ее мировоззрение. Для Нины не было лучших студий, чем школа мастерства Александра Саенко. То духовное сокровище, которое он передал, Нина не смогла бы получить ни в одной Академии или институте. Поэтому авторитет отца для нее всегда был и остается абсолютным и неоспоримым.

Когда спрашиваешь Нину Александровну о ее детстве в Борзне на Черниговщине, чаще всего звучат воспоминания, навеянные глубокой любовью и пиететом к отцу (к сожалению, мать Нины умерла, когда девочке было всего 10 лет). Александр Саенко по рассказам Нины — добрый и мягкий, который заботился о дочке чрезмерно, и забота эта была больше материнской. Это имело далеко идущие последствия для воспитания характера будущей художницы, искусствоведа, общественного деятеля Нины Саенко.

Она, в свою очередь, всегда воспринималась как идеальная дочь, которая постоянно «идентифицировалась» с отцом. С ранних лет его везде сопровождала и так заботилась о нем, как он о ней в детстве. Фактически благодаря Нине у Александра Ферапонтовича не прекращалась связь с «большим миром»: дочка была «его устами», «его слухом», его ангелом-хранителем, а главное — его любимой ученицей и наследницей духовного богатства Саенко.

Член Национального союза художников Украины и член Национального союза мастеров народного искусства Украины Нина Саенко, заслугой которой является организация многочисленных выставочных проектов в залах Украинского дома в Киеве и успешное кураторство масштабных культурных акций за пределами Украины, является чрезвычайно энергичным человеком.

 Мягкая и нежная со своим окружением женщина, Нина, между тем — сильный и волевой человек, преодолевающий все препятствия. Именно она в наше такое жесткое время, когда нужна большая отвага, чтобы подставить плечо чужой беде, стала инициатором создания в Киеве первой художественной студии для детей с проблемами слуха и речи. Студия создана ею с гуманной целью развития талантов художественно одаренных глухонемых детей, общение с которыми Нине Александровне под силу: подобная болезнь ее отца заставила дочку еще в раннем детстве выучить этот специфический язык. По убеждению пани Нины, творческая судьба Александра Саенко может стать красноречивым примером для учеников студии — путеводной звездой, которая поможет им найти свой творческий и жизненный путь.

В юбилейный год искренне пожелаю Нине Александровне Саенко неисчерпаемой энергии, осуществления всех ее масштабных замыслов, неизменной радости творчества! И еще долгой, наполненной яркими событиями и встречами, жизни со своей семьей, в которой она счастлива со своими замечательными внуками Сашей и Софийкой, прекрасным зятем Анатолием и самым близким человеком в мире — ее дочкой Лесей Майданец-Саенко (Баргилевич), которая продолжает профессиональный путь своего деда и матери. Леся — художник по специальности, доцент кафедры художественного текстиля и моделирования костюма Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука, кандидат искусствоведения, является постоянной сподвижницей Нины Александровны во всех ее арт-проектах и настоящим преемником традиций славной династии Саенко.

Божьей благосклонности всей семье Саенко-Баргилевичей! Многая лета юбиляру Нине Саенко!

Фотоиллюстрации из личного архива Нины Саенко

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать