Перейти к основному содержанию

Мужество без войны

Кинорежиссер-дебютант Остап Костюк — о современных героях Карпат
27 августа, 16:33
ПОЭТИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО «ЖИВА ВАТРА» РАССКАЗЫВАЕТ О ЖИЗНИ КАРПАТСКИХ ОВЦЕВОДОВ БЕЗ РЕТУШИ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОСТАПА КОСТЮКА

Молодой режиссер Остап Костюк до сих пор был известен как музыкант и актер, а этим летом он представил свой дебютный полнометражный документальный фильм о карпатских овцеводах «Жива ватра». Отрывок его режиссерской работы, продемонстрированный на фестивале «АртПоле» в Униже на Ивано-Франковщине, заинтересовал публику. Премьера этого поэтико-документального кино состоится в октябре. «День» расспросил режиссера о приключениях, постигших съемочную группу в Карпатах, и о том, как живут герои «Теней забытых предков» в ХХІ столетии.

— Сегодня мы ценим здоровую еду, одобряем хорошее обращение с животными, но ничего не делаем, чтобы сохранить экологические ремесла, в частности овцеводство, хотя и знаем, что они исчезают, — говорит Остап КОСТЮК. — Мы хотели с помощью фильма обратить на это внимание, чтобы поддержать людей в их труде и показать, как в современном мире непросто этим заниматься. Почему сыр с пальмовым маслом может стоить дороже, чем брынза, которая сделана руками по древнему рецепту? Это проблема нашего мира, проблема выбора, и мир не расставляет соответствующие акценты.

— Расскажите о местности, где проходили съемки ленты?

— Это Косовский и Верховинский район Ивано-Франковской области, соответственно село Бабий, где живет мальчик Иванко, и Верховина, где живет старый Иван. Но трудиться они идут вместе с овцами за 120 км на полонину Радул, где около горы Стог сходятся в одной точке Румыния, Закарпатская и Ивано-Франковская области. Мы со съемочной группой (все четыре года) преодолевали с ними этот путь. Сегодня там осталась единственная горная долина, куда можно отдать скот. Главный — Василий Тонюк, которого называют депутатом, потому что он пользуется доверием общества и отвечает за общественный скот. Он нанимает поле и там пасет. Имеет команду из восьми человек, потом их остается немного меньше, если кому-то домой надо, но не меньше пяти. Мы нашли трех героев для фильма и начали интересоваться их жизнью. Есть старый Иван Бесащук, которому 83 года, есть мужчина среднего возраста, это Василий, ему 37, и есть мальчик Иванко, которому 10 лет. То есть это были наблюдения за тем, как живет человек, в нашем случае овцевод, в жизненном цикле.

— Известно, что в Верховинском районе снимались легендарные параджановские «Тени забытых предков». А как вы нашли героев своего фильма?

— Мы героев не выбирали, мы пришли к тем, которые здесь остались, хотя в других районах на Закарпатье есть немного больше овцеводов. Маленький и старший Иваны внешне очень похожи, но мы их не выбирали. Старый все время вспоминал детство, а молодой смотрит в будущее и хочет поскорее вырасти. Это образ одного мужчины. Сны маленького Ивана переходят в воспоминания старого Ивана...

Бизнес овцеводов — это в действительности не бизнес, потому что особой прибыли не приносит. Это как занятие искусством, когда ты выходишь в ноль, но продолжаешь этим заниматься, потому что иначе не можешь. Однако Василий не хочет заниматься чем-то другим. Он пасет овец, это дело его жизни. Его история сквозная. А Иванко — его крестник...

Мы понимаем, что на маленьком Иване сходится выбор, выберет ли он судьбу полегче или продолжит дело своих предков. Но когда мы видим, что он работает в тяжелых условиях, то его становится жалко, ведь это еще ребенок. Он зарабатывает деньги, покупает себе школьную форму, тетради, кстати, заработал себе и на мобильный телефон. Летние каникулы у него без выходных. Парню трудно вставать в пять утра, и он все время хочет спать.

Рассказчик фильма — старый овцевод Иван, у которого есть своя мечта, и мы пошли за ней — вы это увидите в ленте. Старик выпасал овец почти всю жизнь, начинал еще со своим отцом. У него была жена, которая умерла три года назад. И он сейчас сидит в доме один, хотя и есть где-то внуки и дети, но они все время разбегаются... Он посчитал, что за 52 года совместной жизни они только три года жили рядом! Он был в своем водовороте, проводил все время в овцеводстве далеко на горной долине, а жена овцевода, как жена моряка, все время ждала мужа.

— Остап, происходили ли во время съемок приключения?

— Это было сплошное приключение! Оно началось с того, что мы приехали туда летом и... вдруг выпал снег. Мы тянули на прицепе машину, груженную овцами, которые покалечили себе ноги. Там все непредвиденно, потому что их непросто перегонять. Тысяча овец, полторы сотни коров и еще есть кони. Наши герои-овцеводы все время были в каком-то приключении, в борьбе. Сегодня в Украине сложная ситуация, потому что идет война на Востоке. А фильм «Жива ватра» о том, что овцеводство — это доказательство мужества без войны. Там борьба ведется с жизнью, животными, погодными катаклизмами.

Это выживание, там дисциплина армейская! Съемки продолжались долгий период, и это проблема. Ведь надо удерживать расстояние, не вмешиваться. Наши герои сначала постепенно привыкли к камерам.

— Как подбирали музыку к фильму?

— Наш фильм — это документальная пастораль. И интересно, что в самой гуцульской музыке пастушьи мелодии самые древние. Они передают важное состояние одинокого пребывания человека в горах. Овцеводство — старый образ жизни, так люди жили в старые времена, с тех пор условия труда не изменились. Писала музыку к фильму киевская композитор Алла Загайкевич, которая очень много написала музыки для кино. Мы ее свозили в эти места для вдохновения. В фильме нет закадрового текста, чтобы быть ближе к героям, поэтому музыка сыграла еще и смысловую роль. Алла записывала квартет со студентами, а песенка «Я їду в Карпати» — это ребята на улице под баян сыграли. Еще в фильме есть ее электронная музыка и гуцульские наигрыши на телинке, которые мы записали с Yara Arts Group для диска «Коляда». Звучат и речитативы, и народные песни, трембиты на похоронах. Кстати, это старая традиция играть на похоронах на трембите, а также использовать эту игру как сигнал на полонине.

Наш фильм — это история о мужской профессии, впрочем, женщина все время присутствует в мире героев (в воспоминаниях, мечтах, расставаниях и встречах). Можно сказать, что есть две ватры: мужская, связанная с рискованной профессией, и женская — семейный очаг, а между ними — конфликт. Однако Иван хочет вернуться к маме, Василий к жене, а дед Иван к жене, которая ждет его уже по другую сторону жизни...

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать