Музыка единения и... президентский оркестр
В Киеве состоялся триумфальный концерт «Донбасс Оперы» эхо голосов...»
Известное латинское высказывание «Когда говорят пушки, музы молчат» осталось в далекой истории. Современные мудрецы должны были бы найти альтернативу этому афоризму, который на протяжении веков воплощается с «точностью до наоборот». В наиболее острые для общества исторические моменты искусство раскрывает то, для чего существует, демонстрирует то, на что, собственно, способно. Вспомним потрясающие мощные музыкальные протесты против агрессии Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена, Дмитрия Шостаковича, Арнольда Шенберга, Бориса Лятошинского... Их произведения, озвученные пассионарными музыкантами, становились для общества духовным откликом и мощной связующей силой.
Новейшая музыкальная культура Украины наполнена, к сожалению, трагической тональностью и драматичным звучанием, а ее песенным символом стал пронзительно-тоскливый плач «Пливе кача». Эта архаичная лемковскя панихида объединила в скорби миллионы людей, как объединили их на Майдане другие символы нашей страны — Государственный гимн и «Молитва за Украину» Николая Лысенко. Духовное единение людей во времена грозных вызовов современности является чуть ли не самым важным предназначением музыки! Поэтому музыкальные события Киева и становятся художественным Майданом, который объединяет людей.
Из последних таких событий — благотворительная художественная акция, состоявшаяся в Большом зале Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского под названием «Донбасс Оперы» эхо голосов...» (газета «День» анонсировала это мероприятие в №110). Автором этого общественно-художественного проекта является известный украинский музыкант Василий Василенко, который еще до недавнего времени возглавлял в качестве музыкального руководителя и главного дирижера Донецкий национальный театр оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко, впоследствии известного как «Донбасс Опера». В донецкой наработке маэстро Василенко — постановки образцов мирового оперного искусства и украинской классики, проведения Международных фестивалей оперного искусства «Золотая корона», «Театральный Донбасс». Но драматические события оборвали его успешную 15-летнюю деятельность на главной музыкальной сцене Донетчины.
Сегодня Василий Василенко стал профессором Национальной музыкальной академии Украины и дирижером Национального президентского оркестра. Однако вынужденный разрыв с театром и своими коллегами он воспринимает как личную боль. Возникла идея собрать, по его же словам, тех «певчих журавлей, которые не вернулись в свое разоренное гнездо». Лично ощутив драматичное положение скитальца, Василий Яковлевич решил сделать все возможное, чтобы привлечь внимание государства к проблемам выживания артистов-переселенцев. Он собрал тех, кто вынужден был покинуть донецкую сцену и искать другую украинскую сцену.
Вот так и возникла идея Гала-концерта оперно-симфонической музыки и народной песни, который превратился в фестивальный вечер созвездия прекрасных исполнителей и презентацию Национального президентского оркестра под руководством маэстро Василенко. Ведь к солистам «Донбасс Оперы» он приобщил коллег из других театров Украины. Среди них оказался и экс-премьер Донецкой муздрамы Андрей Романий, который в настоящее время является актером Национального театра им. И.Франко. Именно он стал поэтическим модератором концерта, объявляя появление в зале Президента, рассказывая о каждом солисте и цитируя яркие стихотворные образы, автором которых является также Василий Василенко. Собственно, весь концерт воспринимался как музыкальный спектакль. Своеобразным прологом к нему стала грозная музыка знаменитого Танца рыцарей из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. И не случайно: ведь именем гениального композитора, который родился на донецкой земле, назван аэропорт Донецка, ставший эпицентром жестоких боев за Украину. И как патриотическое воззвание «Вставай, Украина!» прозвучал эпический монолог Богдана из оперы «Богдан Хмельницкий» Константина Данькевича. Чрезвычайно проницательно его исполнил солист Львовского Национального театра оперы и балета им. С. Крушельницкой Стефан Пятничко — певец, признанный одним из лучших вердиевских баритонов Европы. Монолог Богдана продолжила лирическая ария Богуна из той же оперы в исполнении Виталия Лисковецкого.
Обладатель прекрасного тенора является солистом Ансамбля песни и танца Вооруженных Сил Украины и отныне — Харьковского национального театра оперы и балета им. Николая Лысенко. Написанная 65 лет тому назад, опера Данькевича «Богдан Хмельницкий» является подтверждением абсолютно искреннего патриотизма многих талантливых мастеров советской эпохи. Достаточно вслушаться в монолог Варвары — символа Украины, которая обращается к Богдану: «Покари, помсти б’є година,/ Богдане, війско веди в поход!/ Тебе чекає вся країна, тебе чека, чека народ!». Этот монолог выразительно раскрыла Анна Попова, до недавнего времени солистка «Донбасс Оперы».
Кроме украинской оперной классики в Гала-концерте звучали шедевры западноевропейской оперы. Перед слушателями разыгрывались оперные сцены, разворачивалась панорама персонажей и героев (хоть и без декораций!). Каждый из артистов удивлял неповторимой творческой индивидуальностью: виртуозный певец-актер Владислав Лысак и настоящее украшение басовых оперных партий Андрей Гонюков (соответственно, Фигаро и Базилио из «Севильского цирюльника» Джакомо Россини), обладательница редкого лирико-колоратурного сопрано, безукоризненная в своем вокальном и театральном искусстве Зоя Рожок и ярко-талантливый Даниил Матвиенко (соответственно, Лючия и Энрико из «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти), уникальный тенор, который презентует лучшие традиции bel canto, Игорь Борко, весьма перспективный молодой певец Тарас Присяжнюк (Герцог из «Риголетто» Джузеппе Верди), Виктория Осадчук, которая вдохновенно исполнила в дуэте с Пятничко партию Леоноры из оперы «Трубадур» Верди, а также Елена Китаева, искусно владеющая разнообразными тембрами своего лирического сопрано (Лиу из оперы «Турандот» Пуччини).
Гала-концерт в который раз продемонстрировал богатую музыкальными талантами Украину и одновременно то, насколько не ценим этого богатства! Ведь та же Елена Китаева, которая свои первые творческие шаги начала в шахтерском крае, осталась теперь без работы. Так же, как и Владислав Лысак, который еще на первом курсе Донецкой музыкальной академии имени С.С Прокофьева был приглашен Василием Василенко петь в «Донбасс Опере» и к окончанию учебы имел в своем репертуаре около 20 оперных партий! Так же, как и Анна Попова, которая уже во время обучения в Донецкой академии стала солисткой «Донбасс Оперы». Но таких безработных артистов из Донецка намного больше — тех, кто вынужден был написать заготовленное предварительно для всех сотрудников «Донбасс Оперы» заявление: «В связи с угрозой жизни и здоровью, в период военных действий в Донецкой области, прошу Вас предоставить отпуск без сохранения заработной платы с 01.08.2014 года» (без указания даты возвращения).
Возможно, для многих слушателей стало также открытием существование в Киеве еще одного прекрасного симфонического оркестра, которому по силам исполнение и оперной музыки, и сопровождение народных песен, и симфонических полотен. Под руководством Василия Василенко Национальный президентский оркестр (художественный руководитель Анатолий Молотай) продемонстрировал широчайшую палитру его исполнительских возможностей: от лирических арий Гаэтано Доницетти, искристых образов Джакомо Россини, драматических оперных персонажей Джузеппе Верди, трогательных украинских мелодий до грандиозного звучания сверхсложной увертюры к опере «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера, которая стала своеобразной инструментальной кульминационной интерлюдией музыкального спектакля-концерта. Напомню, что именно за этот спектакль, который создавался совместно с немецкими режиссером и сценографами, коллектив «Донбасс Оперы» получил Шевченковскую премию. Энергетическая струя и эмоциональная насыщенность, которые излучают дирижерская личность маэстро Василенко, продолжают лучшие традиции украинской дирижерской школы. Профессионалы оценят дирижерскую школу, которую прошел Василий Василенко — Юрий Луцив, Фуат Мансуров, Евгений Светланов.
Третья (условно) часть концерта-спектакля, который шел «на одном дыхании», вывела на его кульминационную лирическую ступень: оркестр, хор Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества (главный хормейстер Анжела Масленникова), ансамбли солистов, трио теноров и секстет, пели самые известные украинские песни — «Чорнії брови», «Місяць на небі», «Дивлюсь я на небо». Финальным аккордом, который поднял в общем порыве весь зал, прозвучала «Молитва за Украину» Николая Лысенко. Действительно, музыка способна объединять и вызывать высокие чувства.
Кстати, маэстро В. Василенко не только прекрасный музыкант, но и поэт (на вечере А. Романий прочитал такие проникновенные строки):
«Де зараз ви — донецькі театрали,
Герої наших славних перемог,
Мої колеги — юні й генерали
На роздоріжжі зранених епох?
Де зараз ви — артисти-побратими?
Як вам живеться в цей
тривожний час?
У власній долі ми, як пілігрими,
Скажіть, хто думає про вас?
«Донбас наш театральний»
і «Корона»,
«Зірки балету» — магія прем?єр!
Нас окриляли музи Аполлона...
І тут війна...біль, сльози, ДНР...
Національний статус
розстріляли,
Фінал епохи...фатум на коні.
Та вірю я, донецькі театрали,
Гуртом ще заспіваємо пісні»...
Выпуск газеты №:
№113, (2015)Section
Культура