Музыка грусти
прозвучит «Реквием» Джузеппе Верди
Это будет вечер памяти по жертвам Чернобыльской трагедии, в котором примут участие украинские и итальянские певцы, хор и симфонический оркестр Национальной оперы. За дирижерский пульт станет Владимир Кожухарь. Партию сопрано исполнит победительница многих престижных вокальных конкурсов, в частности, «Мария Каллас — новые голоса для Верди» (2000 г.), знаменитая итальянская певица Франческа Скаини (киевляне запомнили ее прекрасный голос после блестящего выступления на Международном фестивале «Аве, Верди» в 2001 г.). Из Словении в Киев приедет знаменитый украинский бас Валентин Пивоваров, а партии меццо-сопрано и тенора исполнят солисты Национальной оперы Алла Позняк и Дмитрий Кузьмин. Этот концерт состоится благодаря совместной работе Итальянского института культуры в Украине и дирекции Национальной оперы.
Как писал Джузеппе Верди, поводом для создания «Реквиема» стала смерть итальянского поэта и писателя, автора романа «Обручение» Александро Манцони — художника-гражданина, одного из наиболее крупных деятелей итальянского национально-освободительного движения. Композитор преклонялся перед Манцони как перед «замечательным писателем и великим человеком, образцом добродетели и патриотизма». В условиях Италии того времени единственно возможным для посвящения жанром был реквием (похоронная месса) на традиционный латинский текст.
Впервые «Реквием» Джузеппе Верди был исполнен 22 мая 1874 года, в годовщину смерти Манцони, в Милане, в церкви святого Марка под управлением самого автора и при участии грандиозного хора, оркестра и лучших итальянских певцов, — пишет requiem.ru. Уже через несколько дней «Реквием» был повторен с огромным успехом в оперном театре «Ла Скала», а затем — в Париже, Вене, Петербурге и других городах. И всюду это произведение композитора принимали, бурно аплодируя, требовали повторения отдельных номеров.
Скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования — эти чувства Верди воплотил очень искренне, и, может, потому «Реквием» волнует и восхищает слушателей разных стран и разных веков.
Первый крупный раздел «Реквиема» носит название «Requiem aeternam» («Покой вечный») и играет роль пролога. В нем выражена основная мысль всего произведения: как бы ни была тяжела потеря и велико горе, жизнь неодолима.
Во втором разделе «Dies Irae» («День гнева») композитор создает ряд глубоко сцен, рассказывающих о страданиях человека, его борьбе с враждебными силами.
Третий раздел «Domine» («Господи») — умиротворенный светлый покой, лирическое созерцание.
В четвертом разделе «Sanctus» («Свят»), своего рода грандиозной и мастерски построенной полифонической пьесе, композитор прославляет творческую силу разума.
В пятом разделе «Agnus Dei» («Агнец Божий») Верди создает удивительно привлекательный своим благородством, простотой и нравственной чистотой музыкальный образ.
Шестой раздел «Lux aeterna» («Свет вечный») представляет собой сравнительно небольшую интермедию, подготавливающую грандиозный финал «Реквиема».
Финал, названный «Lidera me» («Освободи меня») — величественное музыкальное построение, которое увенчивает все произведение как итог драматического развития. «Реквием» заканчивается мощным подъемом звучности оркестра, хора и просветленным упокоением...
Выпуск газеты №:
№77, (2008)Section
Культура