Музыка рождалась прямо перед слушателями
В Одессе прошел IV Международный фестиваль «Джазкарнавал»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040930/4176-7-1.jpg)
Наша южная Пальмира считает себя родиной джаза. Что ж, претензии хотя и не имеют исторических корней, однако горячо и убедительно поддерживаются сегодняшней музыкальной действительностью Одессы, в частности — проведением «Джазкарнавала». Неделю одесситы жили интенсивной музыкальной жизнью: звуками многочисленных оркестров, съехавшихся из разных концов бывшего Союза, фотовыставками на джазовые темы, уличными концертами. Артисты выступали на смонтированных на площадях и улицах сценах, в музыкальном трамвайчике, в колесящих по городу бричках, даже развлекли покупателей и продавцов знаменитого Привоза. В ходе фестиваля прошли акции поддержки нуждающихся детей, в которых выступила талантливая джазовая молодежь из разных концов Украины и России, мастер- класс знаменитого французского сопрано-sax’а Франсуа Жанно.
Размах (спонсоры — ТМ Нескафе Голд и Немирофф) вышел далеко за рамки филармонических концертов, которые все же были центральным, наиболее интересным разделом большой фестивальной программы. В филармонии играли три дня. Ежевечерне на сцене сменялись по три коллектива, и до краев переполненный зал радостно встречал именитых гостей. Главные организаторы — автор идеи фестиваля и главный организатор Михаил Фрейдлин и артдиректор Юрий Кузнецов — построили программу по принципу контраста, стремясь к усилению драматургии. И это в основном удалось. Очень интересно и ярко выглядел польский квартет. В нем в очень современном стиле, буквально передавая «поток сознания», играют отличные исполнители-авангардисты: саксофонист Адам Перончик, трубач Петр Войтасик, контрабасист Адам Ковалевский и барабанщик Гжегож Гжиб. Их четыре масштабные 20—25-минутные композиции для восприятия требовали больших интеллектуальных усилий. Манеру квартета отличают спокойно уверенное мастерство настоящих профи. Публика приняла музыкантов с уважением и интересом, но без восторга. Да, сближение европейского джазового авангарда с филармоническим продолжается и, возможно, постепенно «переселит» его на классические подмостки. И в зале было немало тех, кто умел слушать. У трубача звук ясный, чистый, простой и ненапряженный, а Перончик — вообще скала. Барабанщик сыграл интересное соло, а ведь на барабанах трудно кого-то удивить. Звучание много раз радовало хорошими надежными унисонами. Расслабила напряжение композиция, начинавшаяся смешными ритмизоваными «речитативами» всех участников квартета на возгласы «У!уа-ау-уу- аа», которые они довольно долго читали «по нотам», а потом импровизировали в заданном себе ритме.
Радостно приветствовал зал киевлян из известного вокального секстета «Джаз-Экспромт», которым руководит Александр Лысоконь. Пели хорошо, душевно, но джаза как искусства сиюминутного и свежего было мало. Ансамбль исполняет обработки джазовых стандартов в джазовых ритмах и гармониях, почти не импровизируя. Публике особенно приглянулся молодой бас Александр Дмитриев, и все обрадовались украинской «Маричке». Что касается второго киевского коллектива, трио тенориста немца Гетца Грюнберга, барабанщика Алика Фантаева, басиста Сергея Макарова, то выступление их удивило отсутствием индивидуального лица и периодическими интонационными банальностями. Впрочем, молодой играющий в киевских клубах саксофонист имеет хорошее дыхание, мощный звук и временами неплохой артистический темперамент, позволяющий все же выглядеть интереснее, чем на последнем киевском фестивале «Єдність».
Прекрасно выступил испанский гитарист Эдуардо Ниебла. Известный исполнитель фламенко в Одессу приехал прямо с фольклорного фестиваля в Кишиневе. Киевские почитатели гитары помнят его выступление в цикле Эрика Айгнера «Звезды мирового джаза» год назад. Этническое искусство, как и джаз, рождается на наших глазах, и это их роднит. Вместе с Ниеблой в Одессе играл мексиканский гитарист Хуго Элицальде. Дуэт прозвучал ярко, по- народному горячо, светло и ясно. Австрийское акустическое трио мультидуховика Хайнца фон Херманна играет мейнстрим. В его составе пианист Эрвин Шмидт и контрабасист Ули Лангталлер. Зрелые мастера, опытные музыканты втроем широко развернулись в пространстве всей большой сцены. Они удивили не открытиями. Их музыка достаточно традиционна. Австрийцы вновь подтвердили качество знаменитой венской классической инструментальной школы, ведущей свое происхождение еще от традиций Гайдна и Моцарта. Молодое электронное трио «Рэгтайм» из Нальчика играет громко и нередко быстро. Коллектив только формирует свое лицо, и ему еще нужно работать над стилем и джазовой импровизацией.
Одной из находок «Джазкарнавала»-2004 стало чешское трио бас- гитариста Павла Якуба Рыбы «Mind the step». Музыканты ведут себя на сцене очень свободно. И эта свобода адекватна их ясной, положительно заряженной, но совсем не простенькой музыке. Все три музыканта очень виртуозны, имеют яркое индивидуальное творческое лицо, и это сразу же понравилось слушателям.
В заключение вернемся к началу нашего повествования, сделав, как говорят музыканты, тематическую арку, и скажем, что вели концерты знаменитые джазовые обозреватели питерец Владимир Феертаг и москвич Михаил Митропольский, и если бы не их приятные умные комментарии, то находиться в зале, лишенном кондиционеров, уже через час было бы невыносимо. Хедлайнером «Джазкарнавала»-2004 стал легендарный культовый советский пианист Леонид Чижик. Знаменитый музыкант уже 13 лет живет в ФРГ, он — профессор Мюнхенской и Веймарской консерваторий по классу джазового фортепиано. В сопровождении Одесского филармонического камерного оркестра под управлением Игоря Шаврука была исполнена авторская композиция Чижика на тему Ля-мажорной сонаты Моцарта. Недавно он играл это произведение в Карнеги-холле с оркестром Гидона Кремера. 57-летний музыкант отлично выглядит, находится в блестящей творческой форме, играя умно и тонко, поражая глубиной мышления, техническим совершенством, изысканным пианизмом. Слушая его, я буквально ощущала, как разворачивается музыкальный процесс, как создается музыка прямо перед слушателями. Джаз — живое воплощение личности, и Чижик играет в своей прежней манере, спокойно, достойно. Он стал еще масштабнее, интеллектуальнее. Публика прекрасно приняла и его сольные импровизации на темы «Времен года» П. Чайковского, и два дуэта с известным одесским пианистом Юрием Кузнецовым. Но об этом в следующий раз...
Выпуск газеты №:
№176, (2004)Section
Культура