«Музыканты лечат души»
Как дуэт украинских народных исполнителей вошел в мировые тренды![](/sites/default/files/main/articles/10102019/img_3738.jpg)
Четыре года назад, когда двое талантливых студентов консерватории решило сыграть на народных инструментах свои любимые мелодии, они вряд ли могли представить, что в будущем им суждено было стать самым популярным украинским инструментальным дуэтом. Их ждали миллионы просмотров в ютюбе, концертные туры в Европе, Китае и Ближнем Востоке. Они будут вдохновлять украинских защитников на передовой и удивлять своим исполнением гостей всемирного экономического форума в Давосе. Они сыграют трек «Миссия невыполнима» для Тома Круза, а группа Рамштайн признает их кавер к своей песне одним из лучших.
Однако это все произойдет не сразу, впереди будет нелегкий сценический путь и много испытаний. Именно обо всем этом, а также о том, как научить иностранцев произносить слово «бандура», мы поговорили с Татьяной МАЗУР и Сергеем ШАМРАЕМ, которые стали известны как B&B project.
— Татьяна, в массовом сознании украинца бандура ассоциируется с седоглавым казаком с длинными усами, который играет народные баллады. Почему хрупкая девочка избрала такой специфический инструмент? Почему не виолончель или, скажем, не арфа?
— Татьяна МАЗУР: — Моя история родом с детства. У меня музыкальная семья, все музыканты с высшим образованием. Мама — бандуристка (до сих пор преподает в училище и музыкальной школе бандуру), а папа — духовик. Сначала я не очень проявляла интерес, а когда подросла, мне в руки попала маленькая игрушечная сувенирная бандура, которая по-настоящему играла. Она была деревянная и имела струны. Я ею чаще всего игралась. Мама спросила у меня: «Ты хочешь, наверное, на настоящей бандуре играть?». Я сказала, что да, и в моей жизни появилась музыкальная школа и училище.
Сначала все совмещалось с общеобразовательной школой, было как хобби. Уже в училище, когда я попала в атмосферу творческих людей, начались концерты, выступления, поездки, гастроли, я поняла, что хотела бы продолжать двигаться в этом же направлении. Тогда же сознательно избрала свой путь. После поступления в консерваторию сложился наш коллектив B&B project.
Также играю на сопилке, правда, сейчас это бывает редко. Пик был в Херсонском училище, когда попала в народный оркестр к Виктору Ивановичу Киселю. Четыре года я там играла на многих разновидностях сопилки (около десяти). Меня тогда духовики забирали к себе, говорили, что у меня хорошее дыхание и хорошая атака звука, но хотела быть бандуристкой.
— Сергей, баян, на мой взгляд, более индивидуальный инструмент. Тяжело ли играть на баяне в дуэте?
— Сергей ШАМРАЙ: — Нет. Тяжело было в начале учиться. Но каждый инструмент сложно освоить. Для ребенка баян — тяжелый инструмент, и нужно очень тщательно работать над постановкой, чтобы все было правильно и нигде не зажималось. Моя семья — это «династия» преподавателей общеобразовательных предметов. Мой отец очень любит баян, у него была несбыточная мечта. Он думал, раз у него не получилось, пусть сын научится. Отдал меня в музыкальную школу. Вообще, я сам из маленького села, и до школы было 40 км. Ездил два раза в неделю. Позже принимал участие в разных конкурсах, имел азарт, поступил в училище и консерваторию.
«ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАЖДЫЙ АРТИСТ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СЕБЯ ПОКАЗАТЬ»
— Просматривая ваши интервью, поняла, что толчок вашему проекту дал именно ютуб. Как появилась идея сыграть композицию «Nothing Else Matters» группы Metallica и выложить ее в интернет? Это был расчет на успех или спонтанное действие?
— Т. М.: — Никакого расчета не было вообще.
— С. Ш.: — Я имел хобби, интересовался фото— и видеомонтажом. У меня появился на тот период полупрофессиональный фотоаппарат. Вышло так, что накануне я отснял, как Таня играет произведение Мирослава Скорика, выставили в сеть, смотрим — интересно идет. Затем подумали отснять вместе, отправили родителям, чтобы посмотрели, что мы играем, а сами разъехались «по домах». Потом оно так «выстрелило» — за несколько дней сотни тысяч пересмотров! Мы задумались, что нужно дальше двигаться в этом векторе. Потому что многие люди не знают, что такое бандура и как она выглядит. Иностранцы — понятно, а украинцы нас удивили. Хорошо, что есть социальные сети, и через них каждый артист имеет возможность себя показать.
— Т. М.: — Если идти стандартным путем шоу-бизнеса — мы неформат для разных телеканалов, топ-чатов («M1»). К сожалению, инструментальная музыка на народных инструментах сейчас не пользуется спросом. Поэтому мы нашли для себя ютюб как платформу, благодаря которой можем показывать свое творчество, не ограничивая себя.
— Кстати, композиция «Nothing Else Matters» группы Metallica в вашем исполнении стала настолько популярной. Интересно, узнал ли об этом Джеймс Хетфильд или кто-то другой из группы?
— С. Ш.: — Насчет Metallica не знаем, а вот Rammstein выставили на своей страничке в ютюбе в рубрике «кавер на Rammstein». Потом нам все писали, что видели именно там.
«ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ, А ЗАТЕМ — МЫ»
— Расскажите, где вы познакомились? В музыкальном училище?
— Т.М.: — Мы познакомились на второй день после моего поступления в консерваторию, Сергей уже был на третьем курсе. Я шла с бандурой на свою первую пару из общежития на Оболони, Сергей меня спутал со своей одногруппницей. Подходит, спрашивает, как прошло лето, предлагает понести бандуру. Я поворачиваюсь — и он понимает, что это не одногруппница. Но я не растерялась, отдала ему бандуру, которая на самом деле весит 9 килограмм! Мы разговорились и так познакомились. Потом пересекались в консерватории между парами, со временем решили попробовать сыграть что-то вместе. Тогда пошла Metallica.
— Вы уже окончили учебу?
— С.Ш.: — Я буквально несколько дней назад сдал последний экзамен! Теперь я официально ассистент-стажер баянного искусства, выпускник Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковсего. Выше моей специализации только Бах. У меня была задача сыграть три концерта в течение двух лет.
— Т.М.: — Музыканты как медики, они лечат души. И учатся тоже лет 15.
— Назовите своих учителей. Кому вы обязаны?
— С.Ш.: — От учителей зависит большой процент успеха музыканта. У меня была семья педагогов — Корховы Зинаида Васильевна и Владимир Васильевич. Я был их сыном, только по музыке. Они много вложили души и знаний в меня. В музыкальном училище в Запорожье был преподаватель — Пелюк Сергей Александрович. Он сам был директором училища, и там я не только получил музыкальные знания, а увидел, как руководителю нужно общаться с людьми. В Киеве — Павел Виталиевич Фенюк, заслуженный артист Украины и один из лучших академических баянистов Украины. У него я обучался семь лет. Всем тонкостям искусства, как на баяне сыграть так, чтобы звучала скрипка, благодарен ему. И, конечно, родителям, которые направили на путь.
— Т.М.: — А у меня это в одном лице. На уроках я видела маму не как учительницу, а маму. Я очень часто ездила на конкурсы, побеждала, и все благодаря ее поддержке. Позже в консерватории у меня преподавала Лариса Виталиевна Дедюх, жена известного бандуриста. Я благодарна ей за терпение и знания.
— Как родился ваш проект?
— Т.М.: — Четкого плана по созданию коллектива не было вообще. Сначала появилось видео, потом зрители, потом концерты. Нам звонили журналисты с телеканалов, приглашали на шоу, спрашивали о сольном концерте, а у нас ничего не было, одна Metallica. Мы не могли отказаться от предложений и, приехав в Киев, начали готовить программу на концерт, а в дороге в поезде придумали название коллектива. Поэтому появился первый концерт, а затем — мы.
— Вы сами полностью ведете свой проект? Есть ли у вас продюсеры, люди, которые помогают на вашем творческом пути?
— Т.М.: — Пока мы сами проходим этот тернистый путь. Мы очень долго разбирались, «набивали» себе шишки, зато теперь можем поделиться опытом. В некоторые проекты нас приглашают агенты, которые связываются и предлагают нам тур. Но они не постоянны.
— С.Ш.: — Например, агент из Китая написал нам на почту, что мы интересный музыкальный коллектив, предлагают сделать целый тур по Китаю. Мы с ним связались, обсудили. Договариваемся сами, еще пришлось овладеть фотошопом, видеоредактором, осваиваем звукозапись — то есть все элементы, за которые продюсер обычно платит деньги.
— Т.М.: - Кроме того, элементарные организационные моменты: решить, как сделать концерт, собрать зал, сделать афиши... Нужно также знать, как все официально оформить, ведь мы играем кавер-версии, а авторское право никто не отменял. Эта сфера для нас совершенно новая, этому не учат музыкантов (тем более академических). Это плохо, потому что артист, когда выпускается, не имеет практических знаний, как организовать свое выступление.
«НА КАЖДОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ НАЙДЕТСЯ СВОЙ СЛУШАТЕЛЬ»
— Ваши композиции — это аранжировка известных в мире произведений. Насколько сложно адаптировать рок-композицию или камерное музыкальное произведение для дуэта народных инструментов? Сколько это занимает времени?
— С.Ш.: — По-разному. Если это кавер на современную композицию, а современная музыка более легкая, чем музыка, которая была раньше, это несложно. Мы сколько лет этим занимаемся, что оно само приходит. У нас нет аранжировщика. Просто садимся, играем, выбираем, как будет лучше. Тане аранжировка очень нравится, я больше по авторским произведениям.
— То есть вы композитор?
— С.Ш.: — Да. У нас в мечтах создать авторский альбом. Уже имеем несколько композиций.
— А у вас еще не было дебютного альбома?
— С.Ш.: — Был, но не авторский, просто кавер (сборник). У нас ко дню защитника Украины, 14 октября, будет премьера авторского произведения — «Казак». Интересное начало произведения — соло на косе, аутентичный инструмент как сабля. Мы уже окончили консерваторию, и можно в этом русле работать более энергично.
— Какой из современных стилей больше всего подходит именно для бандуры и баяна?
— С.Ш.: — Мне кажется, мы на сцене чувствуем себя рокерами.
— Т.М.: — У нас такой порыв души — нам хочется прыгать, драйвовать, пока молоды и энергичны.
— С.Ш.: — Бывает так, что запрос играть тихую фоновую музыку, а у нас не получается.
— Т.М.: — Точнее, получается, просто мы от этого не получаем удовольствия. Но в конце концов подводим к тому, что все танцуют.
— Вы еще делаете аранжировку на известные саундтреки из кинофильмов.
— С.Ш.: — Это происходит после просмотра фильма, который западает в душу, особенно выделю «Интерстеллар». Я просматриваю этот фильм и несколько дней нахожусь под впечатлением. Именно в этом состоянии происходит аранжировка. Я бы не сказал, что это очень сложно, но нужно приобретать опыт. Циммер сейчас у нас самый любимый композитор. И это объединилось с Херсонскими горами (Херсонский Гранд Каньон), где мы отсняли клип.
«В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ОДНОЙ МУЗЫКИ УЖЕ МАЛО»
— Можно ли считать музыкальные произведения, написанные для кинофильмов, современной классикой?
— С.Ш.: — Да, но не все. Например, считаю, что Циммер — современный классик. У него гениальная музыка, хотя академические музыканты его и не очень уважают, потому что для них это слишком просто. Это их мнение, а всему миру нравится.
Мы воспитаны на классике и уже переиграли ее. Это хорошо как база. Когда играли Вивальди «Storm», то показали, на что способны инструменты. Ведь это одно из самых сложных в мире произведений. Мы будем продолжать играть классику, но не часто.
— Т.М.: — Практика показывает, что классику нужно играть в филармонии, куда люди приходят, чтобы ее послушать. А если это фестиваль — то требует другой музыки.
— С.Ш.: — Сейчас насколько быстро развивается шоу-бизнес, что, когда музыканты просто хорошо играют классику, — этого уже мало. Людям становится скучно. Чтобы правильно воспринимать классику, нужна подготовка и сформированный музыкальный вкус. Сейчас мир стремительно развивается — открываешь телефон и находишь миллион разной динамической музыки со спецэффектами. То есть музыку нужно визуально подкреплять эмоциями и движениями. В современном мире одной музыки уже мало.
В Европе от классики фанатеют намного больше. В частности, поляки очень любят своего земляка Фридерика Шопена, каждые выходные в парках сидят пианисты, которые его играют, и тысячи людей собираются слушать. Возможно, у нас немножко позже это тоже будет. Классика никуда не исчезнет.
— По вашему мнению, исполнение современной музыки на народных инструментах — будущее для них или это одно из направлений музыкального творчества?
— С. Ш.: — Конечно, будущее однозначно есть. Каждый день создается много коллективов с народными инструментами. Даже та же «ONUKA», особенно после их выступления на Евровидении (группа приняла участие в финале песенного конкурса «Евровиденье-2017», которое состоялось в Киеве вместе с Национальным академическим оркестром народных инструментов Украины. — Ред.), и другие коллективы, которые играют профессионально и на высоком, всемирном уровне. Многие иностранцы из Бразилии, Китая, которые играют на бандуре, спрашивают нас, где можно заказать подставку, чтобы играть стоя, просят ноты. Это свидетельствует о глобальном распространении.
— Т. М.: — Вспомнился случай, когда мы представляли Украину на Международном экономическом форуме в Давосе (Швейцария). Я спускалась из гримерной на сцену, а один иностранец, увидев бандуру в моих руках, остановился. Я подумала, что сейчас будет расспрашивать, что за инструмент, но он мне воскликнул: «O, this is bandura!». Мне так захотелось его обнять: была очень довольна, что иностранцы уже идентифицируют наши инструменты.
— То есть в конечном итоге это не сведется к эклектическим стилям наподобие фольк-рока, а народные ансамбли не останутся в истории?
— С.Ш.: — Смешается, но есть и чисто аутентичное направление. У нас даже в консерватории преподают фольклор и каждый студент на нем поет песни.
— Т.М.: — Ставят запись бабушки, которая поет. И нужно расшифровать слова, повторить и воспроизвести эту песню. Эти предметы учат не забывать о народности и фольклоре нашей истории.
— С.Ш.: — Об этом немногие знают, но есть даже целые кафедры, которые занимаются этими вопросами. У них проходят экспедиции, они ездят по селам, откапывают все эти песни, материалы и хранят.
«С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСТВА МЫ ХОТИМ ПОКАЗАТЬ, ЧТО В УКРАИНЕ ЕСТЬ ВСЕ»
— Как появилась сама идея снимать еще и видео на композиции?
— С.Ш.: — Когда мы сняли видео на Metallica, нам начали писать операторы и предлагать помощь. Сейчас мы сотрудничаем на постоянной основе с талантливым оператором.
— Т.М.: — Мы сами ищем локации, костюмы. В случае с Херсонскими горами, я родом из Херсона, и родители были на экскурсии, прислали видео, как там красиво. Иногда кто-то из знакомых советует хорошие места, так было с Каменец-Подольской крепостью. Также у нас есть цель благодаря нашей музыке и видео развивать Украину и показывать, какие у нас места — горы, море, пустыни. Немногие об этом знают, и с помощью нашего творчества мы хотим показать, что в Украине есть все.
— Пока сосредоточились в Украине? Планируете ли и за рубежом снимать?
— С.Ш.: — Это пока наша принципиальная позиция. Мы хотим показывать Украину миру, а не мир миру. Многие украинцы удивляются, что такие места есть у нас, как это вышло с Коростышевским каньоном. Думали, что это где-то в Швейцарии. А это совсем рядом — Житомирская область.
— Т.М.: — Многие ли знали, что у нас есть свое Мертвое море? Тоже в Херсоне. Это розовое озеро, в котором содержимое соли в воде в два раза выше, чем в Мертвом море. Там невозможно утонуть, потому что соль держит сверху. Мы видео не снимали, потому что туда сложно добраться с инструментами. Однако у нас есть отдельный канал B&B блог о разных наших путешествиях. Мы это делаем для души.
С нынешними возможностями себя может реализовать кто угодно. И выпускник училища, и не музыкант, если он хорошо играет, имеет возможность показать себя, например, в сети. Если людям будет понравиться — работай дальше. С самого детства папа говорил мне: «Количество всегда переходит в качество». Нужно совершенствовать себя, искать, стучать в каждые двери, и где-то откроют. Никогда не угадаешь, когда наступит этот момент. Как у нас. Мы и не ожидали
У нас бывают разноплановые проекты. На День святого Николая мы выступали на благотворительном концерте, нас заметили и пригласили сняться в фильме о святом Николае — «Только чудо» (украинское фэнтези). Выхода ждем 12 декабря. Снимался фильм в Украине, в Буковеле, а монтаж делала голливудская команда. В фильме будет наша музыка, а мы — в роли себя, как уличные музыканты. Было холодно -20, но мы играли. Должно быть интересно.
— Что за музыка? Авторская?
— Т.М.: — Щедрик. Возможно, еще возьмут несколько классических композиций, мы пока не знаем. Все зависит от режиссера. Но это первая современная украинская сказка. Фильм рассчитан на детскую аудиторию. Показы планируются не только в Украине, но и за рубежом.
— Планируете ли совместные проекты с отечественными и иностранными вокалистами или исполнителями?
— Т.М.: — Мы практикуем, например, с Джерри Хейл, Анной Тринчер. Первая наша коллаборация была с французским певцом в Украине Полем Манондизом, с которым мы делали французскую песню. Однако мы все-таки хотим развиваться как проект и показывать свои инструменты как сольные. Потому что если с вокалом — это уже идет аккомпанемент, то есть инструменты отходят на второй план.
— Как вы думаете, реализовывают ли многие выпускники музыкальных училищ себя в музыке и добиваются ли успеха? И что для этого нужно сделать? Поделитесь рецептом.
— С.Ш.: — Думаю, что с нынешними возможностями себя может реализовать кто угодно. И выпускник училища, и не музыкант, если он хорошо играет, имеет возможность показать себя, например, в сети. Если людям будет понравиться — работай дальше. С самого детства папа говорил мне: «Количество всегда переходит в качество». Нужно совершенствовать себя, искать, стучать в каждые двери, и где-то откроют. Никогда не угадаешь, когда наступит этот момент. Как у нас. Мы и не ожидали.
— Т.М.: — Нам было легче, потому что мы были одни из первых, кто начал двигаться в этом направлении. Сейчас появляются разные музыкальные коллективы. Я думаю, секрет в том, что нужно искать свое, уникальное и быть искренним со своей аудиторией. Она всегда это ценит и поддерживает.
«ГДЕ БЫ МЫ НИ ИГРАЛИ — ВСЕ ДОВОЛЬНЫ»
— Когда состоялся ваш первый концерт на большой сцене? Как это было?
— Т.М.: — Первые концерты после Metallica у нас были по ресторанам. Мы сидели, играли и таким образом продвигали свое творчество. Со временем одна организация написала нам, что хотят организовать нам сольный концерт на кассу. Они сделали афишу, минимальную рекламу. На концерт пришли два человека и один наш. Дело в том, что они поставили дорогую цену на билеты — 100 грн., на то время это было много. Наши друзья-студенты не могли себе этого позволить. С нами это не обсудили, и, соответственно, никто и не пришел. Но мы по-честному сыграли для двух человек. Это было наше первое сольное выступление.
— А более серьезный?
— С.Ш.: — Одна женщина решила организовать в кафе на бульваре Тараса Шевченко каверний концерт. Зрителей набилось больше, чем вмещает само помещение. Тогда мы поняли, что люди приходят и нужно искать более солидные площадки. После этого мы начали организовывать свои концерты.
Первый концерт был в одном клубе. Когда мы пришли договариваться, директор на нас глянула и спрашивает: «А это у вас не самодеятельность какая-то?». Мы сказали, чтобы не волновалась по этому поводу, все будет хорошо. Правда, к нам тогда очень пренебрежительно относились, но мы сыграли концерт, забили полностью весь зал, все пройшло феерично. После этого они сами нам звонят и просят сыграть «самодеятельность». Также проводили концерты в «Доме кино», планируем дальше расширяться и до Дворца «Украина» дойти.
— Т.М.: - А как же «Carnegie Hall»?
— С.Ш.: - Я говорю про этот год, «Carnegie Hall» - в следующем (смех). Вспомнил еще один случай. Устроили нам один концерт в Амстердаме, который был рассчитан, как мы думали, для диаспоры. Но потом начали подходить иностранцы, которые за 200-300 км приезжали, потому что увидели «Despacito» в нашем исполнении и были в восторге. Мы тогда «получили» небольшую долю международной популярности.
— Вы стали очень популярны в мире. Где понравилась атмосфера и игра? Чем отличается китайская публика от европейской?
— Т.М.: — Китайская публика очень специфическая. Во-первых, очень много произведений, которые у нас популярны, они не слышали и не знают о существовании таких исполнителей, как Майкл Джексон, Бритни Спирс. На украинские песни они реагируют лучше, например, когда мы играли «Черемшину» (а на Queen — никакой реакции).
— Где больше всего понравилось выступать?
— Т.М.: — Все очень по-разному, один город или выступление выделить нельзя. Самый экстремальный концерт у нас состоялся в Катаре. Это был первый перелет и первый концерт за рубежом. Мы тогда не знали, как перевозить инструменты. На регистрации нам сказали, что их нужно сдавать в багаж, когда прилетели, то увидели, что инструменты разбиты. Бандура была разломана пополам. А концерт на следующий день! Даже сопилка разбилась, которая была в бандуре! Если бы не скотч, то концерт вообще сорвался бы. Остались еще струны, на которых можно было сыграть. Когда вернулись в Украину, написали огромный пост всем музыкантам, чтобы они не делали так. Многие люди с концерта в Катаре написали, что даже не подозревали, что у нас что-то не так с инструментами, насколько все хорошо прошло. Мы обрадовались, что вышли из этой ситуации.
— С.Ш.: — Недавно впервые, кстати, побывали в Турции. Нас пригласили выступить на дипломатическом приеме Посольства Украины в Анкаре по случаю Дня Независимости Украины. В большом помещении собралось 800 дипломатов. Было чрезвычайно интересно, посол нас похвалил, что мы показываем культуру нашего народа. Главный критерий — что всем понравилось, а под конец все танцевали. Вообще, где бы мы ни играли: в небольшом украинском городке ли или саммите ли в Давосе — все довольны. Мы имели аж пять концертов, а после этого нас еще пригласили и в Торонто.
«ВОЕННЫЕ СДЕРЖАННЫ, НО ПО ГЛАЗАМ ВСЕ ВИДНО»
— Планируете ли вы в ближайшее время концертные туры по Украине? Какой город вы хотели бы посетить прежде всего?
— Т.М.: — Да. В прошлом году у нас был небольшой тур по Западной Украине. Мы были удивлены, что много людей пришло, потому что выступали в больших помещениях драматических театров, которые были заполнены. Это очень приятно. Мечтаем еще поездить с гастролями на восток. В Украине мы выступали в Харькове, Львове, Полтаве, Тернополе, Ивано-Франковске. В родных городах (Запорожье, Херсоне) еще не были, но нас там ждут. Хотя в музыкальном училище, где я училась, мы играли концерт, но хочется в большом помещении. Не всегда хватает времени, чтобы все организовать.При любой возможности мы всегда поддерживаем предложения. Например, Анжелика Рудницкая помогла с организацией. У нее есть программа «Украинский Восток», мы ездили в зону АТО (ООС).
— С.Ш.: — В 2016 году был проект «Из Украины в Украину» тоже в зону АТО ездили, играли. Военные сдержанны, но по глазам все видно. После концерта даже стесняются подходить, потом пишут огромные благодарности, как им понравилось. Мы поняли, что это очень специфическая публика — они все держат в себе. Как настоящие мужчины.
— Планируете ли еще проводить подобные мероприятия?
— С.Ш.: — Да. Если нас приглашают играть для детей или это связано с АТО, мы сразу соглашаемся и едем при любых обстоятельствах.
— Что вам дарили на концертах?
— С.Ш.: — Больше всего запомнилось, когда играли в зоне АТО, Тане подарили букет полевых цветов, которые ребята сами нарвалы.
— Т.М.: — Я была под впечатлением, это, пожалуй, был самый ценный подарок. Они хотели отблагодарить нас тем, что у них было — налить компот, который был сварен на обед, или угостить печеньем, которое привозят волонтеры. Это до слез, насколько приятно. Мы чувствовали, что им этого очень не хватает. Из тыла им нужна эмоциональная поддержка, и они с огромным интересом воспринимают. От них исходит энергетическая благодарность, и мы с большим удовольствием выступали. Но видеть, в каких условиях там находятся ребята, очень тяжело.
«ЛУЧШЕ, КОГДА ЧЕЛОВЕК САМ ПОСТЕПЕННО ПОДНИМАЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЗЛЕТИТ, А ПОТОМ УПАДЕТ»
— Представляли ли вы себя в детстве знаменитыми музыкантами? Какими видите себя в будущем?
— Т.М.: - Я думала, что буду певицей, как Тина Кароль, но с вокалом не сложилось. Однако всегда знала, что буду на сцене, и почему-то даже не было сомнений.
— С.Ш.: - У меня также уверенность была. Особенно когда появились различные шоу - «Украина имеет талант», «Х-фактор»... В этот момент я выключал телевизор и шел играть на баяне. Думал, что вырасту и буду популярным. Хотя эти шоу больше напоминают розовые очки для артиста. Человек, который выступает, становится известным лишь на один день. Заканчивается шоу, и о нем все забывают. Это травма для артиста. Только если, как было с Кристиной Соловей или со многими другими, их поймал продюсер или они сами поймали волну, то можно держаться на плаву.
— Т.М.: - Мне кажется, артист должен почувствовать все сам. Если в начале твоего творчества и карьеры тебе сняли клип, записали песню на лучшей студии, сделали лучшие аранжировки, супердорого и суперкачественно на топовом уровне, после чего просто бросают, нужно как-то дальше двигаться самому. А за плечами нет ни опыта, ни знаний, ни практики, только высокая планка. Лучше, когда человек сам постепенно поднимается, прежде чем взлетит, а потом упадет.
— С.Ш.: - В сущности, по этой причине у нас нет продюсеров. К тому же, мало кто из продюсеров знает, как подать инструментальные коллективы и раскрутить их. Вот мы вырастем и станем инструментальными продюсерами, будем раскручивать и поднимать украинскую инструментальную и народную музыку.
— Каковы ваши планы на ближайшее будущее? Будете овладевать новыми направлениями или радикально что-то менять?
— С.Ш.: — Экспериментировать будем, а кардинально что-то менять — не хотим. Будем больше писать авторскую музыку и показывать свои таланты как композиторы. Уже есть две авторских композиции, будет третья. Композитор — это как отдельная профессия, и к этому нельзя относиться пренебрежительно: нужно сознательно заниматься и работать над этим.
Поэтому в ближайших планах — представить авторский музыкальный альбом, а также через год организовать всеукраинский тур. У нас постепенно появляется команда, мы уже имеем оператора, барабанщика и электроконтрабандиста. Хочется делать все качественно, более профессионально.
— Что вас вдохновляет? Чем живете, кроме музыки?
— Т.М.: — Все, что окружает: путешествия, поездки, новые страны, красота природы, просмотр хорошего фильма.
— С.Ш.: — А меня литература. Я стараюсь всегда читать не электронный вариант, а именно книгу, чтобы почувствовать ее запах. Еще с детства читал, у нас дома огромная библиотека. Нравится современная литература, а теперь придется читать книги, которые помогают понять современные тренды, как быть в первом звене и поддерживать уровень музыкантов и артистов. Это теория современного шоу-бизнеса, как стать продюсером. Потому что инструменты тяжелые, в 90 лет я не смогу так прыгать под Нирвану с баяном (смех).
Выпуск газеты №:
№186-187, (2019)Section
Культура