«Мы хотим делать украинское искусство видимым»
Национальный художественный музей изменил айдентику и обновляет зону гостеприимства
Многие уже соскучились по этому музею, который летом закрылся на реставрацию. Работы с крышей и фасадом, реставрация мраморной лестницы и пола вестибюля, обновление зоны гостеприимства – это первая реставрация в истории заведения, которому в следующем году исполняется 120 лет (официальное открытие состоялось в 1904-ом, но первая выставка в еще недостроенном помещении открылась в 1899-ом). И вот 23 декабря для всех открыли первый этаж экспозиции, где представили выставочный проект «ЯВЛЕННЯ. Пам’ятки Братського монастиря». Центральная лестница перед входом еще перекрыта, реставрация фасада и аванзала будет продолжаться и в следующем году, но первые изменения уже можно оценить. Что полностью готово – это новая айдентика NAMU (именно такая аббревиатура от названия на английском National Art Museum of Ukraine теперь на логотипе музея). «День» узнал, какие смыслы вкладывают в эти изменения.
ТВОРЧЕСКИЕ МУКИ
«Нам хочется качественных изменений, потому сейчас мы находимся в определенном движении. Эти процессы еще не закончены, продолжается реставрация здания. И хочется, чтобы появились не только внешние изменения в здании – хочется, чтобы вы увидели движение, изменения, жизнь внутри музея», – объясняет генеральный директор NAMU Юлия ЛИТВИНЕЦ, что мотивировало музейщиков начать сотрудничество с креативным агентством Banda, которое разработало новую айдентику благотворительно и бесплатно.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО NAMU
Первая встреча команды Banda Agency и музейщиков состоялась еще в апреле 2017 года. Креативщиков ввели в контекст, рассказали о жизни музея, уникальности его коллекции. Между прочим, в этой коллекции сохраняются картины прадеда соучредителя и креативного директора Banda Agency Павла ВРЖЕЩА – пейзажиста Евгения Вржеща.
В агентстве нашлось много желающих поработать над айдентикой NAMU, разрабатывалось немало вариантов, в конечном итоге музею презентовали три. «Нам казалось, что они крутые, стильные, проработаны. Потом команда музея взяла время подумать и пришла к нам с ответом: «Нет», – вспоминает Павел Вржещ.
Процесс застопорился – и креативщики, и музейщики взяли тайм-аут. Павлу тогда казалось, что ничего уже не получится, потому что не сошлось виденье. «Но здесь нужно отдать должное команде музея, потому что они позвали нас к себе еще. Мы приехали, нам снова подробно объяснили всю ценность и важность музея, сделали презентацию, где шаг за шагом показали, почему то, что мы презентовали, не подходит, не достаточно глубоко», – продолжает соучредитель Banda. После этого вдохновение вернулось, работа продолжилась.
Команда креативного агентства определила три приоритета: должно быть понятно, что, во-первых, музей украинский, во-вторых, современный и динамический, в-третьих, что это – музей искусства.
ЭПОХИ И СЮЖЕТЫ
В основу брендинга положены шрифты разных периодов: 1500 года, 1800-го 1910-го, 1930-го, 1960-го. Новый шрифт NAMU Font, автором которого является Дмитрий Растворцев, сделан так, что можно выбирать разные варианты начертания, связанные с каждым из периодов. Также шрифт находится в свободном доступе, поэтому каждый может скачать его и использовать.
Новый логотип музея отличается лаконичностью и состоит из букв разных эпох.
Также в креативном агентстве предложили немало образцов яркой сувенирной продукции: свитшоты и зонтики, футболки, чашки и тому подобное. Журналистов, которые увидели презентацию айдентики первыми, буквально растрогали носки с гусями на фоне надписей NAMU. «Мы хотим рассказать историю, которая здесь происходит, историю персонажей на той или другой картине – мы «вырезаем» их и ставим на передний план, а музей становится фоном для персонажей. То есть, музей позволяет рассказать эти истории, он является наблюдателем этих историй, он их впитывает, знает», – объясняет замысел Павел Вржещ.
«В своей коммуникации мы, скорее, боремся не с другими музеями, а с тем, что вот человек идет или скролит что-то в «Инстаграме» – и нужно, чтобы проходя мимо, он остановился и подумал, а что это такое интересное, – продолжает Павел. – Мы хотим показать, что музей – это так же интересно, как фотки ваших друзей, даже интереснее, это что-то необычное, глубже, и что внутри музея такая же лента из картин, как в «Инстаграме», только здесь каждая картина имеет свою историю».
НАСЛАЖДЕНИЕ ПРОСТРАНСТВОМ
Цвет линии горизонта между морем и небом, Sea Nor Sky 643 – так называется новый цвет стен в вестибюле Национального художественного музея. В аванзале это найденный под слоями красками серый. Еще в вестибюле появилась мебель цвета морской волны. Главный акцент зоны гостеприимства – белые колонны и пилястры. Чтобы подобрать цвета, архитекторы Алексей Быков, Александр Бурлака и Павел Величко делали много сносок, советовались с работниками музея. Сначала архитекторы хотели использовать чистые открытые яркие цвета в украинских традициях. После экспериментов и длительных обсуждений остановились на более спокойных, но все равно открытых.
Подбор цветов – лишь небольшая часть всей работы. Сначала архитекторы работали с архивами, исследуя историю здания и его интерьеров. Напомним, сначала здание музея строилось по проекту московского архитектора Петра Бойцова, но дорабатывал его и руководил работами легендарный Владислав Городецкий. В течение своего существования музей достраивался.
«Первое наше ощущение относительно зоны гостеприимства – раньше здесь было очень перегруженное пространство. Чувствовалось, что не использовали все возможности этого пространства: высокий потолок, прекрасные колонны, много элементов, которые хочется разглядывать, но все они были заставлены мебелью. Мы предложили освободиться от этого и сделать мебель, которая вносится и выносится, убрать структурные элементы, такие как перегородки, чтобы наслаждаться интерьером музея. Но в первую очередь мы выполняли профессиональную функцию: доступность, удобство и тому подобное», – комментирует Алексей Быков.
Как и в случае с цветами, архитекторы опрашивали работников музея, чтобы узнать, что им самим хотелось бы изменить, а что и так нравится.
К слову, новая мебель в музее – с историческим подтекстом, за основу взят проект архитектора Павла Голландского, найденный в архиве NAMU.
Изменения продолжаются – в 2019-ом в аванзале должны появиться кафе и магазин.
ВЫ СЮДА ВЕРНЕТЕСЬ!
Обновление внутри NAMU было бы невозможно без его друзей, в первую очередь идет речь о меценатском клубе «Львы музея». «Благодаря «Львам музея» мы смогли отреставрировать пол в вестибюле и лестницу на второй этаж, – говорит Ольга БАЛАШОВА, заместитель генерального директора NAMU по вопросам развития. – Летом мы объявили о краудфандинге, говорили, что нам нужно собрать 710 тысяч гривен, чтобы наша взлелеянная в мечтах зона гостеприимства стала реальностью. Мы продвигали наш проект на «Кураж Базаре», где собирали благотворительные взносы, которые в частности обменивали на сувениры, которые нам помогли сделать партнеры. Около пяти тысяч людей приобщились, мы собрали около 50 тысяч гривен». Благодаря «Львам музея» эта сумма значительно выросла, но и таких средств не хватило, чтобы сделать сразу все. Впрочем, Ольга Балашова отмечает, что музей отвел на трансформации два года, поэтому сейчас как раз находится на средине пути.
Конечно, никакие изменения фасада и интерьеров не имеют смысла без современных подходов в работе. В музее давно устраивают образовательные и интерактивные программы для детей и взрослых, лекции, и эта работа будет продолжаться, также на следующий год запланировано несколько больших проектов.
«Это не просто фасад. Это установка, что мы стремимся двигаться навстречу аудитории и хотим делать украинское искусство видимым и нужным не только в Украине, но во всем мире. Потому что мы верим, что здесь сохраняются мировые сокровища», – говорит о реконструкции Ольга Балашова.
Заместитель генерального директора музея обещает, что в NAMU будут изменять подходы в коммуникации с аудиторией. «Как показал мой опыт годовой работы, главное – завлечь сюда людей, – убеждает Ольга. – Людей отталкивает то, что они не знают что здесь, какие-то стереотипы. Но если они приходят сюда – все, они остаются с нами. Люди видят эти зеленые и красные стены, эти работы, и уже не могут это забыть».
Section
Культура