Мы сейчас очень нуждаемся в сильных, несгибаемых личностях
В Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины состоялась первая персональная выставка легендарного Даниила Лидера!![](/sites/default/files/main/articles/20022014/11lider.jpg)
Вернисаж знаменитого театрального художника и философа называется «Возвращение». На открытии был показан фильм «LIDER» режиссера Сергея Маслобойщикова.
На большом портрете при входе в зал и на фотографиях в витринах — облик, взгляд, улыбка Даниила Даниловича. Сквозь фильм — летящий поезд и неповторимый голос: «Миры возникают всегда в абсолютной темноте. В небытии очень сильно работает воображение и очень сильно работают миры... Код мироздания — мир бесконечно мал, и мир бесконечно велик». Фильм «LIDER» сегодня воспринимается как подарок — увидеть мастера в момент размышления, услышать, как отважная новая мысль воплощается в простые, точные и живые слова. А финал — невероятный, сочиненный Лидером и возможный в одном из параллельных миров: Анна Каренина останавливает поезд, в котором едет Вронский. Спасибо Сергею Маслобойщикову, который начал снимать своего учителя, не предполагая, что получится фильм.
— Я просто не мог не отреагировать на его присутствие и разговоры с ним, на его пребывание в нашей жизни, — рассказал режиссер, — а позже, получив заказ от киностудии «Контакт», делал досъемки. Каждый этап в жизни Даниила Даниловича был интересен и всегда открывал неожиданные грани. Через всю его жизнь и творчество шла очень точная прямая, выраженная его матрицей, а в нашем фильме — движением поезда сквозь туннели...
Авторы выставки, старший научный сотрудник музея Елена Кононова и сценограф Андрей Романченко (последний ученик Д.Лидера) разместили в центре зала художественным способом воссозданный эскиз к «Королю Лиру» — код мироздания на белом светящемся квадрате (кстати, он и послужил экраном для демонстрации фильма). По сторонам эскиза два больших окна-витрины, в первом — материалы, связанные с ленинградским периодом и жизнью мастера в ссылке (в 1941 г. студент Академии художеств Даниил Лидер, из-за того, что являлся по национальности немцем, был выслан с семьей на Урал, где работал забойщиком в шахте). Здесь портретные зарисовки ссыльных «сослуживцев», эскизы и программки первых спектаклей, газеты тех лет, этюдник. Документы на пожелтевших листках: «Разрешение спецпоселенцу Д.Лидеру на временный выезд из спецпоселка Еманжелинка...», «Разрешаем выезд в город Челябинск трудмобилизованному немцу Лидеру Д.Д. ...за приобретением художественных красок», талоны на получение хлеба в зоне и «Временное удостоверение в том, что Д.Лидеру присуждена Сталинская премия».
Второе окно посвящено жизни в Киеве, куда он приехал в 1962-м и стал главным художником Театра оперетты, а с 1965 г. — главным художником Театра им. И.Франко. Здесь личные вещи: шляпа, сумка, трость... Слепок работы «Шаляпин в роли Олоферна» — подарок Ивана Кавалеридзе, статуэтка Дон-Кихота, миниатюрная репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына». И часть макета — деревянная крыша — очень лидеровская тема, потому что он большую часть жизни был бездомным человеком, но никогда по этому поводу не жаловался.
Многие работы экспонируются впервые Так, три эскиза к балету «Княгиня Волконская», эскизы и макет к дилогии «Макбет» — «Карьера Артуро Уи» (единая постановка, в которой игралось два спектакля в Хмельницком театре им. Петровского), весь объем эскизов к спектаклю «Ярослав Мудрый», две раритетные афиши периода сотрудничества Лидера с ленинградскими театрами Николая Акимова и Аркадия Райкина, большое количество фотографий к киевским спектаклям. Представлены в большом объеме рисунки к спектаклям «Здавалося б, одне лиш слово» (пьеса Андрея Малышко по Тарасу Шевченко) и «Лісова пісня», варианты решения сценического пространства в «Тевье-Тевель», ставшие классикой эскизы к спектаклям «Король Лир» и «Вишневый сад» и другие работы (все экспонаты из коллекции музея и архива семьи).
И вдруг неожиданные экспонаты — зеленые яблоки, их много, и они настоящие! Рядом с рисунками персонажей «Лісової пісні», где главное действующее лицо — украинская природа, которую Д.Лидер боготворил. Он вырос в селе, и с детских лет на всю жизнь в его памяти сохранилась картинка — веранда, заваленная яблоками, волшебный яблочный запах... А еще художник рассказывал, как в Питере, поступив в Академию, в первом семестре не получал стипендии. Пришлось продать пальто, 50 рублей прислали собратья по Ростовскому училищу, и денег на еду хватило на полгода — это были только хлеб и антоновские яблоки. Больше ничего! Поэтому и рассыпаны яблоки Лидера в окне-витрине, где его студенческая фотография.
— Даниил Данилович был большим другом нашего музея, — поделилась воспоминаниями Елена КОНОНОВА. — Он часто приходил в этот зал, беседовал, рассказывал притчи, а мы стояли вокруг, как ученики. Он умел не только рассказывать, но и умел слушать, а слушая, воздействовал на собеседника. Запомнились его размышления о сцене как о живом существе: у сцены есть душа, с ней можно разговаривать, сцена для художника — как инструмент для музыканта. А еще сцена была для него пространством жизни, в котором существует человек, и он строил сценическую среду как модель восприятия мира, придумывая не декорацию, а пространство. Его идеи решения пустого пространства живут сегодня в мировом театре...
ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ К СПЕКТАКЛЮ «ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ» (ТЕАТР ИМ. И. ФРАНКО), 1970 г.
О европейской структуре лидеровского характера и творчества рассказала театровед Кира ПИТОЕВА, жена Даниила Лидера: «Трудно поверить, но это первая персональная выставка Лидера, прежде он выставлялся только вместе с коллегами и учениками, такова была его воля. Выставку открывали вечером 29 ноября, а утром, 30-го, мы проснулись в другой стране. Дальше события разворачивались так, что ситуация на Майдане и на ул. Грушевского не давала людям возможности посещать музеи, и выставка, по сути, отражает его судьбу. Но все же она состоялась, а обсуждать и осмысливать ее будут потом. Абсолютно лидеровский сюжет!
Представленные работы, особенно более позднего периода, дают подтверждение тому, что Д.Лидер — художник европейский. Он был очень высоко оценен за рубежом, получил, в сообществе с другими художниками, Золотую медаль на Пражской квадриеннале, был председателем многих Международных сценографических комитетов, и с его мнением всегда считались.
Два окна «Лидеровский мир» построены по ассоциативному принципу, которым он сам пользовался. Живая поворачивающаяся картинка «Памяти Голодомора 1933 года»: Тема белой лошади проходит по всему его творчеству и замыкается на рисунке, посвященном чеховскому рассказу «Тоска». Маленькая фотография очень элегантного юноши очень голодного времени — странно, но, тем не менее, Лидер, студент Академии, так выглядел. За ним висит портрет Сталина его работы, хотя Лидер всегда говорил, что он больше любил рисовать Берию. На мой вопрос: «Почему?», отвечал: «Художники это понимают — он в пенсне, и есть игра света». В общем, он «дорисовался» и оказался, будучи сталинским стипендиатом Академии, в ссылке, а там, иначе как чудом не назовешь, попал в драматический театр, стал художником и получил в 1952 году Сталинскую премию. И когда Д.Лидеру ее вручали в Челябинском оперном театре, все ссыльные немцы бросили работу в шахтах и заполнили театр! Люди приняли это как знак надежды.
Мы сейчас очень нуждаемся в сильных личностях, которые не сгибаются и могут прожить свою жизнь достойно — до конца. А он прожил большую жизнь. Умел говорить, умел слушать, а самое главное, умел добиваться своего. Делал это крайне корректно и деликатно, настаивал на своем, подбирая слова. Этому нам нужно учиться: пример жизни, которая состоялась, и все в ней было правдой. А правда нам сегодня особенно необходима. Когда на вече люди скандировали: «Лидера! Лидера!», он был рядом — на выставке «Возвращение». Знаю, что Лидер все это время живет с нами»...
Фотоиллюстрации Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Выпуск газеты №:
№31, (2014)Section
Культура