На академической сцене — без табу
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120516/481-10-1_0.jpg)
18 и 20 мая в Национальной опере состоятся премьерные показы балета-триптиха «Перекресток». Спектакль на музыку Мирослава Скорика поставил хореограф Раду Поклитару.
Как рассказал «Дню» композитор, балет создан на его скрипичные концерты (Второй, Шестой и Cедьмой). «Это три акта, каждый со своим сюжетом. Идея постановки принадлежит Раду Поклитару, он сам выбрал музыку. Поклитару — очень интересный балетмейстер. В балете он поднимает философские, моральные и общечеловеческие проблемы. Труппа «Киев модерн-балета» экспрессивна. Раду Поклитару чувствует музыку, каждый ее элемент и поэтому его хореографическое прочтение очень интересно». Кстати, маэстро Скорик выступит не только как автор музыки, но и как дирижер Симфонического оркестра Национальной оперы Украины, а солировать на сцене выйдут выдающиеся скрипачи. На премьеру были приглашены выступать три известных музыканта, которым посвящены эти концерты. Но, к сожалению, один из них, Олег Крыса, не сможет приехать в Киев. Его заменит прекрасная скрипачка из Киева Богдана Пивненко. Она недавно записала Второй концерт. Кстати, знаменитому украинскому скрипачу Андрею Белову (Германия) маэстро посвятил Концерт №6, а молодой скрипач из Львова Назарий Пылатюк был первым исполнителем Седьмого концерта.
Каждый из солистов-скрипачей (Белов, Пивненко и Пылатюк) — звезда мирового масштаба. Артисты «Киев модерн-балета» — интересный коллектив, который возглавляет самобытный хореограф Раду Поклитару. «Перекресток» — творческий проект, поддержанный также МИДом Украины, Министерством культуры, Киевгорадминистрацией, Национальным союзом композиторов и др. О том, как создавался балет, рассказал «Дню» Раду ПОКЛИТАРУ:
— Мы перепробовали десяток разных названий, но потом остановились на «Перекрестке». Идея спектакля в том, что мы все являемся странниками в этой жизни. Идем с пункта «А» в некий пункт «Б», проходя некие этапы своего пути. У каждого человека своя стезя и разный путь... Балет «Перекресток» можно назвать спектаклем-притчей, фантазией и путешествием. Я против написания либретто. Мы языком танца расскажем три разных истории, и я убежден, что зрители нас поймут без суфлерских пояснений в программке. Выступать под живую музыку, написанную одним из лучших композиторов нашего времени, когда солируют звезды-скрипачи, а за дирижерским пультом стоит автор — огромное наслаждение для всех артистов. Соприкосновение с замечательными произведениями Скорика — творческий шок для танцоров. Три солиста (Андрей Белов, Богдана Пивненко и Назарий Пылатюк) будут на сцене, их живое исполнение гениальной музыки Мирослава Скорика дает огромный творческий импульс артистам «Киев модерн-балета» и для меня как хореографа.
— Белов, Пивненко и Пылатюк — активно гастролирующие музыканты, поэтому собрать их вместе довольно сложно. После премьеры вы будете использовать запись, играя балет? Этот спектакль войдет в репертуар театра или «Перекресток» станет антрепризой, и каждый раз вам придется приглашать других солистов?
— Мы договорились с Мирославом Михайловичем, что балет-триптих будем показывать только под живую музыку, а не фонограмму. На двух премьерных спектаклях выступят звезды, заявленные в афише, а в дальнейшем сольные партии исполнят скрипачи Симфонического оркестра Национальной оперы, но этот «дубль» — высокопрофессиональные музыканты. «Перекресток» — не антреприза. Он станет репертуарным балетом Национальной оперы Украины, в котором танцевальные партии исполняют артисты «Киев модерн-балета». Знаете, я получаю огромное удовольствие от репетиций и общения с маэстро Скориком.
— Коллектив «Киев модерн-балета» хорошо известен театралам и привлекает зрителей своими экспериментальными постановками. Вы профессионал (Поклитару окончил Пермское хореографическое училище как артист балета и Белорусскую академию музыки — отделение хореографии. — Т.П.), но в вашей труппе нет выпускников хореографических училищ. Почему предпочитаете работать с непрофессиональными танцорами?
— У нас в театре может работать любой талантливый человек! В нашем коллективе нет табу! Для меня важно, чтобы танцоры не боялись экспериментировать, и если кто-то из академических артистов захочет выступать в нашей труппе — милости просим. Театр «Киев модерн-балет» был создан в 2006 году по инициативе и финансовой поддержке украинского мецената Владимира Филиппова, который и сегодня нам очень помогает. Когда мы начинали, то провели кастинг по всей Украине. Отобрали 16 человек, затем труппа увеличилась до 21 человека, а сейчас в «Киев модерн-балете» работают 24 танцовщика. Для меня наличие академического балетного образования не является необходимым условием для принятия в состав нашей труппы. У нас нет застывших правил, а главное — это желание артиста показать свое творческое «я» и мастерство на сцене. В нашем коллективе танцоры придерживаются субординации, но она не такая строгая, как в академических театрах. Но я уверен, что наши артисты, как танцоры, дадут фору любой балетной труппе. На репетициях у нас нет муштры, можем пошутить и посмеяться. Каждый артист может высказать свое мнение, но в итоге решение принимаю я сам.
— Раду, в каждом своем балете вы используете разные танцевальные и пластические краски. Вы нашли свой почерк или еще продолжаете поиски хореографического языка?
— Каждый настоящий художник ищет новое и собственную палитру до конца творческой жизни. Я не хочу однажды найденное превращать в некий шаблон, а поэтому для каждого спектакля ищу что-то особенное...
— В конце мая — начале июня запланированы гастроли «Киев модерн-балета» в Донецке и Кишиневе, что покажете и будет ли в афише «Перекресток»?
— Выступить в Донецк нас пригласил худрук Донецкого театра им. А. Соловьяненко Вадим Писарев. Мы покажем спектакли: «Кармен. TV» (этот дебютный спектакль «Киев модерн-балета» завоевал две премии «Киевская Пектораль» — в номинациях «Лучший спектакля года» и «Лучшая работа балетмейстера», а исполнительница роли Кармен — Ольга Кондакова, была номинирована как «Лучшая исполнительница женской роли». — Т.П.) и «Веронский миф: Шекспирименты» (в 2008-м эта постановка Р. Поклитару получила «Пектораль» в номинации «Главное событие года». — Т.П.). А в Кишиневе мы примем участие в Международном фестивале театрального искусства «Биеннале Театра Еуджена Ионеско», на котором покажем свою андеграундную постановку «Палата №6». Тех зрителей, что не попадут на премьерные показы «Перекрестка», приглашаем в Национальную оперу 21 июня, а затем (уже в новом театральном сезоне) — в сентябре, т.к. этот балет-триптих войдет в афишу Национальной оперы Украины.
Выпуск газеты №:
№81, (2012)Section
Культура