Перейти к основному содержанию

«Нам удалось обратить страх в эмпатию к украинцам»

Украинский фильм «Клондайк» о войне на Донбассе получил два приза на 72-ом Берлинском кинофестивале
21 февраля, 15:33

Фильм участвовал в «Панораме» – параллельном конкурсе Берлинале, а мировая премьера «Клондайка» прошла в январе на американском фестивале «Санденс», где драма Марины ЭР ГОРБАЧ стала первой в истории украинской игровой лентой, которая получила приз за наилучшую режиссуру.

Создан в копродукции с Турцией, фильм рассказывает о рядовой семье, которая оказалось в эпицентре событий вокруг авиакатастрофы рейса MH17 «Малазийских авиалиний» 17 июля 2014 в селе Грабовое Донецкой области. Ирка (Оксана ЧЕРКАШИНА, звезда картины Натальи ВОРОЖБИТ «Плохие дороги») и Толик (Сергей ШАДРИН) ожидают рождения первого ребенка, однако война врывается в их жизнь. Женщина отказывается эвакуироваться, даже когда село захватывают вооруженные группировки. Обломки сбитого самолета падают недалеко от их дома. Сюжет постепенно погружается в безумство насилия.

Призы «Панорамы» раздавали уже после вручения призов основного конкурса. Украинской картине достались две награды: Приз экуменического жюри и второй приз зрительских симпатий – своего рода "вице-чемпион" в рейтинге голосования широкой аудитории.

По словам Марины Эр Горбач:

«Клондайк» стал очень актуальным фильмом на Берлинале. Мы предложили европейскому зрителю обратную сторону актуальной ленты новостей об украинско-российской границе. Для многих осознание, что война в Украине длится с 2014 года, было эмоциональным открытием. Я лично почувствовала, что нашему фильму удалось обратить у зрителей страх в эмпатию к украинцам»

Как подчеркнул ко-продюсер фильма и муж Марины, Мехмет БАГАДИР ЭР:

«Санденс» и Берлинале – большая возможность для Украины через историю трагедии MH17 привлечь внимание международного зрителя к событиям российско-украинской войны. В то же время присутствие на этих фестивалях свидетельствует о художественной ценности «Клондайка».

Марина Эр Горбач родилась в Киеве 17 июля 1981 года. Выпускница Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого (мастерская Николая МЕРЗЛИКИНА), а также Школы режиссерского мастерства Анджея ВАЙДЫ. Кроме «Клондайка», имеет в наработке еще три полнометражных работы:  «Рычание черных псов» (2009), «Люби меня» (2013),  «Омар и мы» (2019). Член Европейской киноакадемии. Живет в Стамбуле.

  После презентации «Клондайка» в Киеве в «Дне» вышло интервью с режиссером. Наведем несколько фрагментов, в которых Марина рассказывает об истории создания «Клондайка».

- Сама катастрофа рейса МН17 случилась на мой день рождения. А в этот день у нас еще и была премьера в Одессе, мы праздновали,  к тому же у меня еще недавно вторая дочка родилась. Очень эмоционально возвышенный момент – и именно поэтому эта новость так поразила. Я очень остро переживала войну и аннексию, но именно трагедия МН17 произвела очень сильное впечатление, особенно потому, что нам почти сразу предложили эвакуацию в Турцию. Попросили никому не говорить, просто быть готовыми сесть в самолет. Вот мы празднуем, вот мои сестра и мама, и здесь подходят работники консульства с таким предложением. То есть опасность уже непосредственно коснулась тебя. И все равно ты этого не видишь, не видишь этот ужасный момент удара ракеты по пассажирскому авиалайнеру и того, сто происходит потом, всех тех пограничных ситуаций на земле. Собственно, эта коммуникация с воображением является основным принципом режиссерского виденья в «Клондайке». Фильм целеустремленно апеллирует к зрительскому воображению. При этом я хочу не просто рассказать историю, а сделать через свои эмоции.

- Мне лично было очень страшно. В определенное мгновение пришло понимание, что этого страха уже очень много, что я устала от него. Наши страхи в действительности подпитывают миф о сверхдержаве России, которая придет, всех здесь победит и обратит в рабов. У меня это вызывало протест. Невозможно все время быть в стрессе. Но, мне кажется, кино получилось намного глубже, чем противостояние собственным страхам или осуждение милитаризма. Используя трагедию рейса МН17 как драматургическую основу, я пытаюсь дать ответ на вопрос о людях из зоны конфликта: почему они не убегают, почему остаются там? И на второй, не менее важный: почему там вообще происходит война, почему там стреляют по их домам?

– Я, когда еще в 2017-ом представляла проект на питчинге Госкино, показывала будущих героев как персонажей картин Марии Примаченко. Я вообще верю, что люди – это животные. Для меня было очень важно найти правильные образы – поэтому и искала исполнителей с животными признаками и инстинктами, с внешностью, которая могла бы поддержать замысел,  и так же психологически, эмоционально гибких. Сергей Шадрин и Оксана Черкашина образовали на экране невероятную пару. Я восхищаюсь тем, как они выложились, и их дисциплиной. Даже когда приходилось снимать 27 дублей, и было очень трудно, особенно Оксане, потому что она много работала физически, телом – все равно они находили внутренние  ресурсы и шли дальше. У нас не было ни одного эпизода, где пришлось бы сказать: «Ну все, все устали, стоп».

– Я украинская режиссер, живущая в Турции. Я и ментально, и культурно связана с Украиной. Это не о месте, это об ощущении себя. А пребывание параллельно в двух культурах только обогащает.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать