«Нашему кино нужен успех. Именно дома...»
Минюст признал Сергея Трымбача председателем Союза кинематографистов Украины![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960730/4132-18-4.jpg)
«День» уже писал о конфликтной ситуации, которая сложилась в НСКУ (№101 и №116), и вот приятная новость — подтверждена легитимность председателя союза и его команды. О самых первых шагах и стратегии действий рассказал нашей газете Сергей Трымбач:
— Продолжаем работать. Мы не сидели сложа руки на протяжении трех месяцев, когда нам пришлось много энергии и времени тратить на различные «разборки»: когда экс-председатель НСКУ Борис Савченко вызвал милицию, издавал свои приказы... Все это уже в прошлом, хотя с его стороны еще возможны какие-то варианты противодействия, потому что сейчас его окружает кляузная публика (преимущественно, это не кинематографисты, а юристы)...
А относительно главного направления нашей деятельности — это вернуть союзу влиятельность в формировании культурной политики в сфере кино. Если вспомнить, то в начале 90-х она была сильной, а постепенно сошла на нет. Нынче из уст некоторых власть имущих звучат предложения переформировывать творческие союзы в профсоюзы, а за этим стоит, что, например, НСКУ станет «ручной», которой можно будет вертеть как угодно. Поэтому для нас главное вернуть свое влияние, и мы в этом направлении уже работаем. Вошли в законотворческий процесс ВР (об этом я говорил в интервью «Дню»), подготовили поправки к закону о кинематографе, но оказалось, что это сложный путь. За этим стоят различные интересы, есть несколько вариантов законопроектов, но все же мы этот вопрос держим на контроле. Дело в том, что мы хотим, чтобы кинематограф финансировался, главным образом, не из бюджета государства, а из независимого фонда (например, как во Франции или Польше). Во многих странах Евросоюза существуют такие фонды финансирования кино. Потому что нынешняя ситуация, когда выделили из бюджета всего пять миллионов, не должна повториться. Фонд наполнялся бы сборами от продажи: билетов, прибыли от кабельных сетей и другое. Это непростой процесс... Еще один вопрос — авторские права и доходы от них. В этом вопросе многое накрутили: есть несколько законопроектов. Мы изучаем ситуацию и будем вмешиваться, предлагать свой вариант выхода из этого тупика.
Нужно решать и профессиональные вопросы, которые связаны с трудом и заработной платой кинематографистов.
Еще одно направление действий — вернуть креативность среды кинематографистов. Мы хотим, чтобы Дом кино стал местом, где создаются новые творческие и художественные идеологии, но не в политическом, а в творческом контексте. Чтобы в Доме кино собирались мастера и молодые кинематографисты, чтобы здесь сходились представители различных видов искусств: писатели, художники, композиторы, музыканты. В 60-е годы, когда кино интенсивно развивалось, это происходило не в последнюю очередь потому, что к кинематографу приобщилась широкая творческая общественность Украины. Тем более, что сегодня киностудии практически не существуют, а они функционируют как кинофабрики, и то в достаточно слабом режиме. А как творческая среда студии исчезли, и эту студийноть мы хотим возродить в Доме кино. 26 сентября планируем провести первую такую акцию под названием «Союз кинематографистов: перезагрузка»...
— Сергей Васильевич, по вашему мнению, когда все-таки возродится национальное украинское кино, сколько лет ждать?
— Это будет зависеть от нас всех. Должна быть политическая воля руководства государства (сегодня власть не чувствует давления общества). Если бы наше общество понимало и ощущало потребность в украинском кино, то оно бы давило на власть. А этого не происходит, потому что у большинства людей есть ощущение, что новое кино уже есть (его потребности, преимущественно, удовлетворяет российский кинематограф). Сейчас у нас ситуация схожая с Англией, где у зрителей нет языкового барьера, и американское кино они воспринимают как свое, у нас тоже что-то подобное происходит. Вследствие этого, у большинства людей рана не болит. Я считаю, что украинскому кино нужен успех, причем не только на международных кинофестивалях, но и в нашей стране. Канны, Венеция, Берлин — очень хорошо, но намного важнее, чтобы фильм стал событием в Украине, чтобы люди побежали в кинотеатры, чтобы о картине говорили, писали. А пока у нас все происходит как в старом анекдоте: «Почему у вас нет икры? — Потому что ее никто не спрашивает!». А почему у нас нет украинского кино? Его тоже не спрашивают... Нужно работать и это длинная и рутинная работа.
Знаете, та ситуация, которая была в Союзе (сопротивление Савченко и Минюста), имеет и плюсы, потому что мы убедились, что что-то можем сделать; и ситуация уже настолько заострилась, что если сейчас ничего кардинально не сделаем, то потом ситуация может стать необратимой. Сейчас мы еще не прошли обратный рубеж, планы есть, будем работать...
Выпуск газеты №:
№132, (1996)Section
Культура