«Не должно быть шума на фестивале во время войны»
Что удалось и что не удалось на «Золотому Леві-2014», «Дню» рассказывает его «отец» Ярослав Федоришин
Международный театральный фестиваль «Золотий Лев», неизменный лозунг которого на протяжении четверти века «Классика — глазами эксперимента», хорошо знают и любят не только в Украине. Можно с уверенностью сказать, что в период бабьего лета, когда, по традиции, Львов на несколько дней превращается в яркую и интересную театральную площадку, в город съезжаются гости отовсюду, чтобы и на звезд театра посмотреть, и посетить интересные выставки и дискуссии при участии театральных критиков.
К сожалению, в связи с трагическими событиями в Украине директор мероприятия, художественный руководитель Львовского академического театра «Воскресіння» Ярослав Федоришин в этом году отменил карнавальное действо... В целом, в «Леві» приняли участие восемь коллективов — из Германии, Польши, Беларуси и Украины. Отказались от участия в мероприятии латвийцы и грузины. Не удалось собрать на спектакли актеров луганских театров, хотя до последнего организаторы фестиваля на это очень и очень надеялись. Обо всем этом наш разговор с директором «Золотого Лева» Ярославом ФЕДОРИШИНЫМ, сквозная нынешняя идея которого — «Восток и Запад вместе».
— В чем была особенность «Золотого Лева-2014»?
— В первую очередь, в том, что он состоялся, потому что я до самого начала фестиваля сомневался, состоится ли он вообще. Но очень рад, что он прошел в таком формате, и что молодежь хорошо посещала спектакли. Также потому, что были аншлаги, в частности — в Театре им. М. Заньковецкой, на спектакле «Квітка Будяк» Киевского театра им. И. Франко, который закрывал «Лева». Единственное, о чем жалею, — мы планировали, что будут играть спектакли из Луганска, однако не удалось собрать актеров, которые уехали из разрушенного города, некоторые — в неизвестном направлении. К нам приехали представители театров, а живые спектакли были заменены видеооверсией, также — видеофрагментами репетиций, которые проходили в подвалах и бомбоубежищах. Были переговоры с новым губернатором области Геннадием Москалем, который всячески способствовал гастролям. Но актеров собрать так и не смогли! Такая вот досадная ситуация.
— А почему не приехали заявленные в афише фестиваля грузинский и латвийский театры?
— Их не выпустили к нам их министерства иностранных дел, потому что напуганы ситуацией в Украине.
— То есть «Золотий Лев-2014» программой выглядел значительно более скромно по сравнению с предыдущими годами.
— Бесспорно. Но, несмотря на это, мы со своей задачей справились — приняли около двух сотен актеров. Также должен отметить, что была очень интересная театральная атмосфера. Поразили нас белорусы (спектакль минского театра «Ч» «Дзяди»). Еще больше Лешек Мондзик — польский художник, сценограф, режиссер из театра Scena Plastyczna KUL, который стал открытием даже для очень многих театралов. Также публику поразили организованные в пределах фестиваля выставки Андрея Александровича и Анатолия Твердого (речь идет о выставке «Предчувствие революции»). Была очень симпатичной выставка «Марионетки» Ульяны Тимошенко, которая делает керамические маски-персонажи из пьес. Немцы (мюнхенский театр «МЕТА», который привез спектакль Musicophilia), уезжая от нас, признались, что побаивались ехать в Украину! А когда увидели мирный город, приветливых людей, не столкнулись ни с какими провокациями, гуляли по Львову днем и посещали ночные клубы, говорили, что очень и очень поражены и довольны.
— Во все предыдущие годы участие в «Леві» принимали российские театры. В этом году их не было. Не приехали или вы их не приглашали?
— Не приглашал! При всем уважении к тем людям, которые очень хорошо относятся к Украине, переживают за нее, у меня такое впечатление, что общая атмосфера — против Украины, что они не понимают ситуации, зомбированы российским телевидением. Мы этим летом с «Воскресінням» были на гастролях во многих странах. Там украинского телевидения нет — есть российские каналы, от просмотра которых у нас волосы дыбом вставали! Информация, которая транслируется по тем каналам, и то, что в действительности происходит в Украине, — кардинально разные вещи. Поэтому я и отказался от гастролей «Воскресіння» по Росси и от приглашений меня лично на постановки как режиссера, по этой причине и россиян на фестиваль не приглашал... Не знаю, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, но мне обидно, в частности из-за того, что критика и директора театров из России, которые на протяжении всех 25 лет существования «Лева» приезжали к нам, даже не откликнулись, не прислали телеграмму, чтобы поддержать фестиваль — такое впечатление, что все боятся! Более того, общаясь с очень многими людьми по скайпу, чувствую, как они боятся даже поднять тему того, что происходит у нас, в Украине.
— Знаю, Ярослав Васильевич, что в предыдущие годы вы довольно часто получали приглашения в Крым, говорю о Ялте, Алуште и Евпатории, — и театра «Воскресіння», и лично, как режиссер-постановщик спектаклей и директор многих фестивалей. Как складывается ситуация теперь?
— Теперь ничего не планирую, потому что не хочу ехать на территорию, где господствует агрессор.
— Кстати, каждый год на «Золотого Лева» приезжал Евпаторийский театр на ходулях.
— Да, но в этом году я их не приглашал. И у них тоже сложная ситуация — они никуда не выезжают, играют на своих пустых пляжах. Звонил по телефону мне Арихин (директор Театра на ходулях), плачется. Также из Одессы никуда не выезжают коллективы, ранее принимавшие участие в нашем фестивале. В конце-концов, вы должны были обратить внимание на то, что эти театры в основном делают спектакли с пророссийскими персонажами. Говорю им: «Возьмите тему персонажей Украины». Отвечают: «Делаем то, что делаем...». Хотя... Евпаторийский театр имеет очень хороших персонажей для карнавала — у них красивые украинские, русские, итальянские костюмы, которые всегда поражали публику на наших карнавалах. Но мы не делали в этом году карнавального шествия — не должно быть шума на фестивале во время войны. И скажу о войне: на мой взгляд, в настоящий момент многие на войне обогащаются, делают себе карьеру! Это для меня ужасно и неприемлемо! Вспомним первые годы демократического продвижения Украины и Независимости. Тогда в Верховную Раду попадали известные люди, прекрасные писатели, художники, которые имели много лет опыта, которых мы знали и уважали! Потом пошли спортсмены, со временем — певцы-звезды, а теперь — очередь военных. Я вот размышляю над тем, за кого же мне голосовать? Потому что как эти военные будут принимать законы завтра в парламенте? И какие это будут законы? Это — тоже спекуляция. Разве же эти люди знают, как создавать государство? В парламенте должны быть опытные политики, обученные дипломатии. Вот потому, что не знаем такую науку, как дипломатия, мы потеряли Крым, наверное, потеряем Донецк и Луганск.
— На пресс-конференции в преддверии открытия «Золотого Лева» вы, Ярослав Васильевич, говорили о том, что надеетесь на реализацию как минимум 30 тысяч билетов. Оправдались ли надежды?
— Нет. Я надеялся, что будем иметь больше посетителей на выставках и уличных спектаклях. Что касается стационарных театров — там немного посадочных мест. В конце-концов, театры еще не отчитывались о реализованных на фестивальные спектакли билетах. Если вы имеете в виду средства на помощь раненым, то мы предоставляем адресную помощь бойцам, которые в настоящий момент находятся на лечении во львовском госпитале. Также поможем средствами червоноградскому батальону на приобретение бронированного автомобиля.
— Точно знаю, что каждый год имеете проблемы с финансированием «Лева». Возможно, в этом году что-то изменилось?
— Ничего не изменилось — деньги, наверное, «на бумаге» есть. Возможно, до Нового года с нами рассчитаются. В настоящий момент у Украины нет продуманной пирамиды существования культуры. По моему мнению, несмотря на ряд принятых законов, мы в 1950 — 1960-х. Кстати, деньги получаю на фестиваль уже далеко после не только я — это касается организации и проведения всех культурных мероприятий. Но и это «после» может означать и полгода, и год.
— И финансирование, наверное, не зависит ни от того, кто возглавляет Министерство культуры, ни от того, кто возглавляет местные органы власти.
— Ни от чего это не зависит — система такая бестолковая. И когда она изменится? Не знаю. Все вокруг говорят: «Выборы пройдут, и все изменится...». Что-то мало я в это верю.
— Разве не просили Минкульт особого статуса для «Лева», потому что не много фестивалей имеют 25-летнюю историю в Украине?
— Есть сильная «Мельпомена Таврии», которая недавно отмечала 15-летие. На мой взгляд, хотя бы два этих фестиваля должны были бы иметь «ленточку» в Кабмине о специальном финансировании. Надеюсь, новые руководители услышат меня... Но верится в это мало.
— Позволю себе немного отойти от чисто фестивальной темы. Несколько дней назад я делала интервью с художественным руководителем Театра Заньковецкой Федором Николаевичем Стригуном, который сказал, что берет в работу спектакли чисто комедийные, потому что в настоящий момент, когда народ устал от негатива, актуален именно легкий жанр. Планируете ли вы в «Воскресінні» как-то менять в связи с ситуацией в стране репертуарную политику?
— Нет. Наверное, потому, что уже очень много комедий поставили. В настоящий момент мы приступили к спектаклю «За дверью» немецкого драматурга Георга Бюхнера — это тема войны и это наш протест против войны. На очереди — драма «В пылающей тьме» испанца Буэро Валехо, в которой речь идет о колоссальных отношениях молодых людей, о любви, о невозможности увидеть мир — все персонажи слепы. Думаем также над «Москалицей» Марии Матиос. Что касается уличных спектаклей, то их пока не планируем. Почему? А потому, что имеем премьерные постановки — «Сны по Кобзарю» к 200-летию Шевченко и «Бал Гения», посвященный Пинзелю. Также немного не хватает времени, потому что будем готовиться к новым действам на акцию «Ночь во Львове», также — на Миколая и на Рождество.
Выпуск газеты №:
№194, (2014)Section
Культура